Алёна Званцова: «Жанра мелодрамы не нужно стесняться»

Одна из немногих современных российских женщин-режиссёров, которая к тому же не чурается сложных, а главное, актуальных тем, Алёна Званцова пришла в кино не сразу. Она получила первое образование в Новосибирском техническом университете, а потом, переехав в Москву, окончила Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где её мастером была Алла Сурикова. В киноиндустрии Алёна Званцова начала карьеру в качестве сценариста, а её первый полнометражный фильм «Крупногабаритные» вышел в 2005 году.
Алёна Званцова всегда снимает фильмы по своим собственным историям. Героями её картин становились: прокурор и адвокат загробного мира (Константин Хабенский и Михаил Пореченков в «Небесном суде»), призрак, который застрял на Земле (Игорь Гордин в «Московских сумерках»), руководитель клинингового агентства, планирующий эмиграцию в Норвегию (Евгений Миронов в «Норвеге») и даже космонавты, между которыми перед полётом на орбиту начинается психологическое противостояние (Алексей Макаров и Сергей Пускепалис в «Частице Вселенной»). Персонажей Званцовой, несмотря на всю их необычность, легко узнать в своих друзьях, коллегах, а порой и в самом себе.
В июле этого года на киносмотре Горький Fest показали картину Алёны Званцовой «Ячейка общества», в которой, как легко догадаться по названию, постановщица берётся за семейную тему. Типичная молодая пара — муж-айтишник (Кузьма Котрелев) и жена-домохозяйка (Анастасия Красовская), пытающаяся заново найти себя после окончания длинного отпуска по уходу за ребёнком, — попадает в ситуацию любовного треугольника. Без прикрас и без лишней драмы режиссёр показывает проблемы современной семьи, где супруги сами ещё в некоторых жизненных вопросах занимают весьма инфантильную позицию.
«День недели — любой» — новая работа Алёны Званцовой, премьера которой состоялась на 3-м фестивале «Зимний» в Москве. Фильм получил приз «За лучшее визуальное решение» (оператор картины — Шандор Бекеши). Алёна Званцова продолжает исследовать межличностные отношения, но на этот раз её герои Алексей (Михаил Тройник) и Туся (Евгения Крегжде) находятся в давно состоявшемся союзе, и им внезапно приходится столкнуться с серьёзной проблемой, повлёкшей за собой муки непростого морального выбора.

Мы встретились с Алёной Званцовой на «Зимнем» и поговорили о новой картине, которая выходит в кинотеатрах аккурат после длинных новогодних праздников — 9 января.
Алёна, поздравляем вас с премьерой фильма!
Алёна Званцова: Спасибо!
Расскажите, пожалуйста, о чём он? Чего ждать зрителям?
Алёна Званцова: Это мелодрама. Я считаю, что в данном случае жанра не надо стесняться. Да, это настоящая мелодрама, которая поднимает вопросы о чувстве, о выборе, о том, что такое любовь и что такое зависимость, есть ли между ними вообще грань, и в какой момент надо эту грань увидеть.
Сюжет фильма таков. Главной героине ставят сложный диагноз, и дальше они с мужем пытаются через это пройти. Наверное, неправильно делать вид, что кино не о болезни. Конечно, в какой-то степени о болезни. Но то же самое могло произойти в любой экстремальной ситуации, касающейся человеческого выбора — я с тобой или нет, есть ли у меня отдельный путь без тебя, если прожито очень много чудеснейших лет вместе, а главное ты — мой лучший друг.

Тема достаточно непростая. Вы не боялись браться за неё?
Алёна Званцова: А, вот так всегда бывает — садишься что-нибудь писать и начинаешь в первую очередь вываливать свои страхи и комплексы, чего бы это вообще не касалось. Я живой человек, я взрослый человек. Конечно, я боюсь расставаний, смертей и потерь близких. Это страшная для всех тема всегда.
Как вам работалось с актёрами, которые сыграли в картине главные роли?
Алёна Званцова: Прекрасно! Это очень камерная картина, где было занято мало артистов. Потрясающая Евгения Крегжде, с которой я всегда мечтала поработать. Я очень много видела её в театре. У неё фантастическая энергия. И она принесла в картину героиню — просто на блюдечке.
Совершенно по-новому здесь открылся Михаил Тройник. Его я как раз больше видела на экранах. На первый взгляд кажется: прямо контрапунктом идущий герой — совсем не он. Однако он проделал очень большую работу и придал своему герою объём.
У Михаила ведь в целом немного другое амплуа. Как вы его выбрали?
Алёна Званцова: Миша, как и все остальные, проходил пробы. Пробовались прекрасные артисты, в каждом из которых были какие-то блистательные вещи, но где-то чего-то не хватало. Для этого героя кроме внутренней рефлексии важна была ещё и витальность. В Мише эта внутренняя рефлексия — она у него есть, но её просто не всегда вытаскивают на экран — совпала с витальностью. Потому что если герой не хочет жить, не любит жизнь отчаянно всеми фибрами души, то тогда эта история теряет всякий смысл. Миша показал себя и как серьёзный драматический актёр и как человек, жизнь которого бьёт через край, и стало ясно — это именно он.
Хотелось также отметить замечательную актрису Дарью Квасову — нашу третью героиню. Для неё это практически дебют в кино. Однако она является примой «Коляда-Театра». Даша — чудесная молодая актриса. Да, в эпизодах в кино она снималась, но здесь у неё полноценная большая роль.

Ещё у нас сыграл прекрасный Амбарцум Кабанян, мой давний друг, которого я попросила сняться в эпизоде. Алексей Чернышев, Наталья Самсонова, Людмила Трошина, которые сыграли небольшие, но важные роли.
В одной из ролей снялся оператор картины Шандор Беркеши.
Как вы его уговорили? Операторы же обычно не любят такое.
Алёна Званцова: (Смеётся.) Нет, Шандор на самом деле в каких-то картинах, которые снимает, и сам снимается в небольших эпизодах. Все его образы очень хорошо запоминаются — у него большой талант.
Чем вам запомнилась работа над этим фильмом? Может, какой-то интересный случай был на съёмках.
Алёна Званцова: У нас снималась в одном из эпизодов свинка — мини-пиг. Одна из самых сложных актрис, потому что хотя эта была чудесная свинья — её хотелось гладить, целовать и так далее, но она оказалось трудно управляемой. С ней были дрессировщики, но у этой свиньи очень несговорчивый характер. А ей ещё надо было сниматься в лесу… В общем, со свиньёй мы хлебнули горя, при том, что мы все её безумно полюбили. Наверное, каждый даже начал мечтать о том, чтобы стать свиновладельцем. Фильм изначально назывался «Свинья и мышь». Название поменялось в процессе. И вот она была одной из наших героинь.
Алёна, вы по-настоящему заинтриговали, конечно!
Алёна Званцова: Конечно!
Также наша художник-постановщик Ольга Осипова создала очень крутые декорации квартиры, в которой живут герои. Мы хотели сделать такую квартиру, где всё время не ясно — день это или ночь, как часто бывает в Москве, да и в Питере тоже. Не понимаешь — ты проснулся или ещё не уснул, за окнами какая-то жизнь, особенно, когда едут машины, когда ты живёшь где-то в центре города. И вот, мне кажется, она отлично справилась с этой задачей и принесла в картину множество интересных решений.
Мучились мы с наклеиванием лысины на Женю Крегжде, потому что в связи с занятостью в театре у неё не было возможности состричь свои волосы, а это сложная, большая работа, которая требует от художника по гриму — она всё делала своими руками — какого-то потрясающего умения, навыка, быстроты.
Есть ли у вас какие-то творческие планы на ближайшее будущее? Работаете ли уже над каким-то другим фильмом?
Алёна Званцова: Есть творческие мечты. У меня лежит один написанный полнометражный сценарий, который я надеюсь, можно будет сделать, но опять же, когда будут найдены деньги на его производство. На этот раз — комедия. А ещё я очень соскучилась по работе в формате сериала. Сейчас это крайне крутая романная форма, с помощью которой можно создавать очень серьёзные вещи. Я очень надеюсь и уже делаю шаги в этом направлении, что у меня сложится сериал.
Алёна, большое вам спасибо! Желаем удачи, ждём ваши новые проекты на экранах и стримингах!
Фото: фестиваль «Зимний»; Forza Film; Кинокомпания СТВ