«Асфальтовые джунгли»: суровая драма о парамедиках Гарлема

До российских экранов добрался ещё один фильм из основного конкурса прошлогоднего Каннского кинофестиваля. Это работа режиссёра Жан-Стефана Совера «Асфальтовые джунгли». Бескомпромиссная драма о работниках скорой помощи в Гарлеме, созданная по мотивам романа Шеннона Берка «Чёрные мухи». Рассказываем, почему картина заслуживает вашего внимания.
Действие фильма происходит в 90-е годы в одном из самых криминальных районов Нью-Йорка —Гарлеме. Олли Кросс (Тай Шеридан) собирается поступать в медицинский и для практики устраивается на работу в скорую помощь. Он попадает в команду к опытному парамедику Джину Рутковски (Шонн Пенн). Буквально с первого выезда Олли понимает две вещи: работа в скорой — неблагодарный труд, а его напарник не гнушается нарушить устав, если считает, что так будет лучше.

На первый взгляд повествование в «Асфальтовых джунглях» кажется хаотичным — фильм, словно оправдывает своё название. Бесконечный выезды, ревущие серены, огни проблесковых маячков, стрельба, крики, ругательства и боль, боль, боль. Всё это смешивается в диком ритме, дезориентируя зрителя в пространстве и времени. Однако действие развивается строго в соответствие с трёхактной структурой. После череды рабочих смен, когда Олли и Рут уже притираются друг к другу, происходит событие, которое определяет точку невозврата для героя Шонна Пенна. Он допускает роковую ошибку, причём не из некомпетентности, а сознательно — взяв на себя бОльшую ответственность, выбрав судьбу для другого человека. Последствия этого выбора становятся разрушительными. Олли изо всех сил пытается понять, почему напарник так поступил, но в силу того, что у него ещё нет такого большого опыта, делает вывод — Рут просто ошибся. Он не может даже представить, что человек способен на такой выбор. Финальный акт картины представляет собой мрачное завершение одного жизненного цикла и начало другого. Своеобразный катарсис для того, кто выстоял, слова благодарности пациентки — впервые за весь хронометраж. Вроде бы ради таких моментов ты и работаешь, но надолго ли хватит энергии от одного «спасибо», когда 99 процентов времени слышишь только проклятия?
Это суровое кино, которое заставляет смотреть нас на то, что никто не хочет видеть. Реальность бедных кварталах одинакова в любой стране. Мигранты, наркоманы, преступники — для парамедиков они, в первую очередь, пациенты, жизнь которых надо спасать, какими бы они не были. А если ты от злости дал в морду человеку, который до полусмерти избил свою жену, то ты нарушил протокол и получишь дисциплинарное взыскание. Неудивительно, что профдеформация и выгорание происходят среди работников скорой очень часто. Таков Рут, но пока не таков Олли. Изменится ли он в будущем — неизвестно. Всё как в жизни.

Актёрский тандем Шонна Пенна и Тайя Шеридана подобран идеально. Такие непохожие друг на друга, они и играют на контрастах — совершенно невозмутимый Шеридан и готовый взорваться в любую минуту Пенн. Однако больше всего запоминается второстепенный персонаж Майкла Питта (да-да, того самого Мэттью из «Мечтателей»). Он сыграл здесь циничного медика, который не гнушается вытащить наркоту из карманов раненого дилера и забрать себе, относится к пациентам так же, как если бы они отнеслись к нему, встретив одного на ночной улице Гарлема, да, собственно, и коллег не уважает. Но работу свою делает чётко. Вот такой парадокс. Отвратительный тип, к которому не придраться. Гениальная игра Майкла Питта — пробирает до мозга костей.
Весь фильм режиссёр Жан-Стефан Совер, словно задаёт нам вопросы: этот поступок персонажа — хороший? А этот? В мире «Асфальтовых джунглей» нет места морали и этике — полагаться можно только на свой внутренний стержень. Главные герои проходят проверку на прочность каждый день. С одной стороны — это закаляет характер, но одновременно и разрушает личность.
«Асфальтовые джунгли» — сильное высказывание для тех, кто не боится смотреть неприглядной правде в глаза и задаваться вопросами о природе добра и зла в условиях реальной жизни, а не на страничках интеллектуальных книг. Этот фильм как вызов самому себе. Его смотришь на пределе чувств, а после — оглушительная тишина, что рождается внутри тебя и рвётся сквозь стены, заставляя вновь и вновь прокручивать цепочку событий и спорных решений. Как же всё-таки надо было поступить? Правильного ответа не будет.
Фото: AZA Films/Парадиз