«Август»: столкновение долга и человечности
25 сентября на российские экраны выходит фильм «Август» – экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины» (он же «В августе сорок четвёртого…»). Книга, давно ставшая классикой, известна своей документальной скрупулёзностью, но фильм, разумеется, не пытается быть её точной иллюстрацией, хоть и старается работать с наследием уважительно. Режиссёрский дуэт Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева делает ставку не столько на военную реконструкцию, сколько на атмосферу тревоги и внутренний мир героев.
Действие переносит зрителя в август 1944-го года. Белоруссия только освобождена, но победа ещё зыбка: в лесах затаился радист с позывным «КАО», отправляющий зашифрованные послания фашистам. Каждая переданная им точка или тире может обернуться десятками погибших и срывом наступления Красной армии. Контрразведчики СМЕРШа под началом капитана Павла Алёхина пытаются вычислить и остановить невидимку. И эта охота зачастую страшнее прямого столкновения – тут врагом может оказаться кто угодно.
Фильм ближе к психологическому триллеру, чем к классическому военному кино. Сценарист Сергей Снежкин упрощает богомоловскую документальность, ускоряя темп, но сохраняет суть – момент истины рождается в столкновении долга и человечности. Местами повествование может ощущаться спутанно для зрителя, не читавшего книгу, но картина мастерски играет с его чувствами. Тревожная музыка, шорохи в темноте и даже элементы хоррора, вроде скримеров, заставляют ждать подвоха каждую минуту. Крупные планы лиц дают возможность самому примерить на себя роль капитана Алёхина и по малейшему жесту или незаметному движению глаз попытаться вычислить, кто перед тобой – друг или враг.
Актёрская работа – одна из сильнейших сторон картины. Сергей Безруков в роли капитана Алёхина выглядит старше книжного собрата, но всё еще отлично показывает выжатого насухо военного, в котором долг и личное борются до боли в висках. Герой, как и подобает советскому человеку, ставит общественное благо превыше личного, но мы видим, насколько тяжело ему это даётся. Особенно сильна сцена, где камера задерживается только на его глазах, полных слёз, которые так и не упали. В этом взгляде словно отражается вся тяжесть войны.
Никита Кологривый органично вжился в хулиганистого шебутного старшего лейтенанта Таманцева. Он живой, самоотверженный напарник, готовый в критический момент поступиться субординацией ради своего долга, но постоянно просыпается от кошмаров о смерти матери. Павел Табаков воплощает Блинова как невинного идеалиста, но не дайте себя обмануть: хотя экранный герой ощущается куда менее опытным, чем его книжная версия, война уже закалила его. Создатели старательно подчёркивают неопытность персонажа через робкие взгляды и колебания, однако действия говорят сами за себя, особенно в финале, когда герой окончательно взрослеет. Даниил Воробьёв в роли Полякова получает меньше экранного времени, но крадёт почти каждую свою сцену. Он жёсткий, эрудированный и харизматичный прагматик с аурой интеллектуала. Интересно, что характерные очки для персонажа подбирал сам актёр.
Несмотря на отличную картинку, заметны некоторые шероховатости. Роман Васильев, играющий Павловского, выглядит как лощёный голливудский юноша, который перед съёмками взял пару уроков контуринга у Ким Кардашьян. Особенно бросается в глаза, когда на экране мелькают его идеальное ровные белые зубы, которые разве что не светятся в кадре. Такие детали выбивают зрителя из атмосферы военных сороковых.
Лес, разумеется, не фон и не просто декорация, а один из главных героев, которого можно назвать мерилом истины. В нём нельзя спрятаться, но можно найти там себя и свои страхи. Это пространство, которое проверяет человека на прочность, и кто-то чувствует себя там как дома, как, например, Таманцев, а кто-то, как Блинов, видит страшную сказку.
«Август» – не традиционное военное кино. Здесь нет героев-идеалов, хотя персонажи и стремятся к этому, они всё ещё остаются людьми, понятными простому современному зрителю. Фильм может быть интересен разной аудитории, в том числе тем, кто ценит напряжённые, атмосферные и тревожные истории. Он напоминает, что война – это прежде всего человеческие решения, а не только план боевых действий.
Фото: Первый канал, Централ Партнершип