Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Август»: столкновение долга и человечности

Кадр из к/ф «Август»

25 сентября на российские экраны выходит фильм «Август» – экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины» (он же «В августе сорок четвёртого…»). Книга, давно ставшая классикой, известна своей документальной скрупулёзностью, но фильм, разумеется, не пытается быть её точной иллюстрацией, хоть и старается работать с наследием уважительно. Режиссёрский дуэт Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева делает ставку не столько на военную реконструкцию, сколько на атмосферу тревоги и внутренний мир героев.

Действие переносит зрителя в август 1944-го года. Белоруссия только освобождена, но победа ещё зыбка: в лесах затаился радист с позывным «КАО», отправляющий зашифрованные послания фашистам. Каждая переданная им точка или тире может обернуться десятками погибших и срывом наступления Красной армии. Контрразведчики СМЕРШа под началом капитана Павла Алёхина пытаются вычислить и остановить невидимку. И эта охота зачастую страшнее прямого столкновения – тут врагом может оказаться кто угодно.

Кадр из к/ф «Август»

Фильм ближе к психологическому триллеру, чем к классическому военному кино. Сценарист Сергей Снежкин упрощает богомоловскую документальность, ускоряя темп, но сохраняет суть – момент истины рождается в столкновении долга и человечности. Местами повествование может ощущаться спутанно для зрителя, не читавшего книгу, но картина мастерски играет с его чувствами. Тревожная музыка, шорохи в темноте и даже элементы хоррора, вроде скримеров, заставляют ждать подвоха каждую минуту. Крупные планы лиц дают возможность самому примерить на себя роль капитана Алёхина и по малейшему жесту или незаметному движению глаз попытаться вычислить, кто перед тобой – друг или враг.

Актёрская работа – одна из сильнейших сторон картины. Сергей Безруков в роли капитана Алёхина выглядит старше книжного собрата, но всё еще отлично показывает выжатого насухо военного, в котором долг и личное борются до боли в висках. Герой, как и подобает советскому человеку, ставит общественное благо превыше личного, но мы видим, насколько тяжело ему это даётся. Особенно сильна сцена, где камера задерживается только на его глазах, полных слёз, которые так и не упали. В этом взгляде словно отражается вся тяжесть войны.

Кадр из к/ф «Август»

Никита Кологривый органично вжился в хулиганистого шебутного старшего лейтенанта Таманцева. Он живой, самоотверженный напарник, готовый в критический момент поступиться субординацией ради своего долга, но постоянно просыпается от кошмаров о смерти матери. Павел Табаков воплощает Блинова как невинного идеалиста, но не дайте себя обмануть: хотя экранный герой ощущается куда менее опытным, чем его книжная версия, война уже закалила его. Создатели старательно подчёркивают неопытность персонажа через робкие взгляды и колебания, однако действия говорят сами за себя, особенно в финале, когда герой окончательно взрослеет. Даниил Воробьёв в роли Полякова получает меньше экранного времени, но крадёт почти каждую свою сцену. Он жёсткий, эрудированный и харизматичный прагматик с аурой интеллектуала. Интересно, что характерные очки для персонажа подбирал сам актёр.

Кадр из к/ф «Август»

Несмотря на отличную картинку, заметны некоторые шероховатости. Роман Васильев, играющий Павловского, выглядит как лощёный голливудский юноша, который перед съёмками взял пару уроков контуринга у Ким Кардашьян. Особенно бросается в глаза, когда на экране мелькают его идеальное ровные белые зубы, которые разве что не светятся в кадре. Такие детали выбивают зрителя из атмосферы военных сороковых.

Лес, разумеется, не фон и не просто декорация, а один из главных героев, которого можно назвать мерилом истины. В нём нельзя спрятаться, но можно найти там себя и свои страхи. Это пространство, которое проверяет человека на прочность, и кто-то чувствует себя там как дома, как, например, Таманцев, а кто-то, как Блинов, видит страшную сказку.

«Август» – не традиционное военное кино. Здесь нет героев-идеалов, хотя персонажи и стремятся к этому, они всё ещё остаются людьми, понятными простому современному зрителю. Фильм может быть интересен разной аудитории, в том числе тем, кто ценит напряжённые, атмосферные и тревожные истории. Он напоминает, что война – это прежде всего человеческие решения, а не только план боевых действий.


Фото: Первый канал, Централ Партнершип


Поделиться: