Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Авиатор»: полёт длиною в век

Кадр из к/ф «Авиатор»

Крупная премьера в российском кинопрокате — выходит экранизация романа Евгения Водолазкина «Авиатор», режиссёром фильма выступил Егор Михалков-Кончаловский. Лента собрала мощный актёрский состав: ключевые роли исполнили Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Александр Горбатов, Дарья Кукарских, Ирина Пегова. Картина выгодно выделяется на общем фоне, предлагая зрителям масштабное кино для больших экранов, которое благодаря сильному литературному первоисточнику обещает не просто красивую картинку, а серьёзное высказывание — пищу для размышлений и дискуссий.

Собрали в одной статье самые важные моменты, которые помогут разобраться в хитросплетениях сюжета и философском посыле романа. Читаем и идём на премьеру.


Евгений Водолазкин — классик современной русской литературы

Евгений Водолазкин — специалист по древнерусской литературе, ученик Дмитрия Лихачёва, лауреат множества престижных литературных премий, в том числе «Большой книги» и «Ясной поляны». В своём творчестве писатель поднимает темы памяти и времени, личной и коллективной ответственности, взаимодействия человека с историческим контекстом.

Евгений Германович пришёл в литературу уже в зрелом возрасте, будучи на тот момент известным филологом и искусствоведом. Его первый роман «Соловьёв и Ларионов» вышел в 2009 году скромным тиражом всего в тысячу экземпляров. В центре сюжета — генерал белого движения Ларионов и исследователь его биографии молодой историк Соловьёв. Произведение сразу привлекло внимание критиков и вошло в шорт-лист премии «Большая книга».

Кадр со съёмок к/ф «Авиатор»

Пожалуй, самым известным произведением Евгения Водолазкина на сегодняшний день можно назвать второй роман писателя «Лавр», действие которого происходит на Руси XV века. Его главный герой лекарь Арсений, обладающий даром целительства, после того, как не смог спасти свою возлюбленную, скончавшуюся при родах, стремится искупить свой грех и посвящает жизнь Богу. «Лавр» стал победителем «Большой книги», а также вошёл в десятку лучших книг о Боге по версии газеты Guardian.

«Авиатор» — третий роман в библиографии писателя. Водолазкин решил не обращаться вновь к эпохе средневековья, а выстроил сюжет с помощью приёма хронофантастики — попадания человека из прошлого в будущее.

Художественный мир романа «Авиатор»

В этой части статьи будут затронуты некоторые подробности книжного сюжета, которые могут стать спойлерами к фильму. Впрочем, по словам самого писателя, сценарий от литературного первоисточника всё-таки отличается.

Важной составляющей для понимания романа становится его форма. «Авиатор» представляет собой череду дневниковых записей главного героя Иннокентия Платонова, к которым присоединяются тексты его врача Гейгера и юной Насти, невесты, а затем супруги Платонова. Такая форма позволяет Водолазкину включать в повествование лирические отступления в виде размышлений и наблюдений героев. Ведь по своей сути дневник — это внутренний монолог человека, который ничем не ограничен. Именно дневнику мы доверяем самое сокровенное, ожидая, что наши записи останутся тайными. Это придаёт особенную эмоциональную окраску и неподкупную искренность.

Кадр из к/ф «Авиатор»

Однако вернёмся к сюжету книги. Как мы уже отметили, событием, которое становится несущей конструкцией романа, можно назвать попадание главного героя Иннокентия Платонова из прошлого в будущее. Иннокентий родился в 1900, а в 1930, будучи политзаключённым на Соловках, согласился на участие в эксперименте, в результате которого его заморозили в жидком азоте. Приходит в себя герой уже в 1999 году — в совершенно иной реальности, которую ему, «ровеснику веку», теперь нужно осмыслить.

Отметим, что поначалу Платонов пребывает в состоянии амнезии и практически ничего не помнит о прошлом. Потихоньку он начинает восстанавливать события своей жизни, которые в романе предстают в виде образов и ощущений.

Блестящее владение стилистикой русского языка позволяет автору максимально достоверно описывать реалии разных эпох, полностью погружая читателей в исторический контекст. При этом Водолазкин наследует идее своего учителя Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что времени не существует, и всё в нашем мире всегда будет связано. В романе «Авиатор» судьба Платонова, словно становится отражением судьбы ХХ века.

Главные герои экранизации и актёры, которые их сыграли

В романе действуют три главных героя — Иннокентий Платонов, доктор Гейгер и Настя. Экранизация добавляет ещё одного персонажа, который в книге упоминался лишь эпизодически, миллиардера Виктора Желтков. Давайте познакомимся с ними поближе.

Иннокентий Платонов — Александр Горбатов

Кадр из к/ф «Авиатор»

В фильме Иннокентий Платонов очнулся не в 1999 году, а в 2026 — в клинике, где проводят исследования в области крионики. Он оказался единственным выжившим после эксперимента по замораживанию, однако почти полностью лишился памяти. Прошлое видится ему фрагментарно.

Эта роль досталась Александру Горбатову, который знаком зрителю по проектам «Сердце Пармы», «Шаляпин», «Расправляя крылья». Сам актёр в интервью признавался, что в образе Платонова видит возможность сменить амплуа.

Константин Гейгер — Константин Хабенский

Кадр из к/ф «Авиатор»

Константин Гейгер — врач-нейрофизиолог, профессор молекулярной биологии. Он занимается исследованиями в области крионики — науки, которая утверждает, что с помощью глубокой заморозки человека можно будет оживить в будущем и при необходимости вылечить от болезней.

Создатели фильма изначально хотели, чтобы в этой роли снялся Константин Хабенский — артист с огромным драматическим диапазоном, который умеет создавать глубокие, но при этом понятные и вызывающие сочувствие у зрителей образы. Гейгер — персонаж сложный, многогранный, ему к тому же пришлось столкнуться с непростой моральной дилеммой: что важнее будущее всего человечества или счастье одного-единственного человека.

Настя — Дарья Кукарских

Кадр из к/ф «Авиатор»

В фильме Настя — жена и коллега доктора Гейгера, по специальности она также нейрофизиолог, но ещё и психолог. Отметим, в книге эта героиня не имеет отношения к Гейгеру.

Актриса Дарья Кукарских («Книжная девчка», «Красный Яр») создаёт на экране образ современной молодой женщины, которая увлечена своей работой, но при этом находится в жизненном балансе и уделяет время своему супругу. И хотя Настя также изображается как человек науки, у неё очень тонкая душевная организация. Она преисполняется сочувствием к Иннокентию Платонову во время их совместной работы — в качестве психолога Настя помогает ему восстановить память. Платонову же героиня напоминает возлюбленную, которую по странному совпадению тоже звали Анастасией, оставшуюся в его прошлом.

Виктор Желтков — Евгений Стычкин

Кадр из к/ф «Авиатор»

В книге этот персонаж появлялся эпизодически, но в фильме линию Желткова существенно расширили, сделав одной из ключевых.

Именно миллиардер Виктор Желтков является спонсором исследований по крионике, а по совместительству — другом Константина Гейгера. Образ Желткова, рационального, но не лишённого романтизма, предпринимателя воплотил Евгений Стычкин («Игры», «Измены», «Вне себя»). Его персонаж поддерживает крионику не просто так — у Виктора есть для этого личные причины.

Несмотря на то, что многие критики сходятся во мнении, что проза Евгения Водолазкина читается легко, его произведения представляют собой насыщенные смыслами, многоуровневые тексты, которые приглашают читателей к размышлениям и умственной работе. Возможно, отчасти поэтому при всей очевидной кинематографичности, романы писателя до сих пор не были экранизированы. «Авиатор» Егора Михалкова-Кончаловского станет первой адаптацией творчества Водолазкина. Получится ли на большом экране передать универсальность времени и дыхание разных эпох — узнаем в кино с 20 ноября.


Фото: Красный квадрат


Поделиться: