«Белый пароход» — вечная песня среди снегов

В российском прокате стартовал фильм режиссёра Инги Шепелёвой «Белый пароход». Премьера картины прошла на прошлогоднем фестивале «Маяк», и вот сейчас у зрителей появилась возможность увидеть чуткую работу о любви на больших экранах. «Белый пароход», как и многие авторские камерные фильмы, легко упустить из виду ввиду ограниченного количества сеансов, но мы рекомендуем отметить для себя это кино, которое удивительным образом действует на зрителя почти мистическим образом и дарит бесценный опыт погружения в хрупкий мир магического реализма в декорациях снежных узоров.
Громадные льдины сталкиваются друг с другом, не выдерживая мощи водной стихии — река идёт. Маленькая женская фигурка наблюдает за ледоходом и начинает свой сказ.
В «Белом пароходе» условность правит бал. Остальное — лишь пунктир, который обозначает направление. Подо льдом этой истории скрывается много всего. Однако формально кино о том, как в якутскую музыкальную школу назначают нового директора из Москвы. Приехав на место, он сталкивается с принципиальной руководительницей хора Мартой Григорьевной. Вот уже 20 лет её хор поёт на отчётном концерте одну и ту же песню под названием «Белый пароход». Духу времени такое не соответствует — советские времена прошли, на дворе 90-е — поэтому директор требует сменить репертуар. Но Марта наотрез отказывается. Пытаясь выяснить причину её непреклонной позиции, он все больше и больше узнаёт эту женщину и сближается с ней.

Вот из такой незамысловатой канвы режиссёр Инга Шепелёва соткала тончайшей красоты полотно — лиричный напев, колыбельную, притчу, заклинание. Это кино не про смыслы, а про волнение сердца. «Всё в этом мире звучит и поёт», — говорит Марта в одной из самых важных сцен фильма. Она спрашивает учениц, как звучит солнце, земля, влюбленность, одиночество... Хрупкое мгновение, которое отпечатывается внутри — теперь и навсегда.
Их подобных этюдов по большей части состоит фильм. Каждый из них в разной степени заставляет нас грустить или вспоминать былое, кто-то почувствует ностальгию по человеку из своего прошлого, а кто-то затоскует по неисполненным мечтам. Режиссёр создаёт в кадре свою поэтику, созданную из национального колорита и особенного северного менталитета, и с её помощью погружает зрителей в глубины собственных ощущений. Здесь много музыки, и она трогает не меньше, чем визуал. Особенно запоминается исполнение песни Джо Дассена Et si tu n'existais pas («Если в мире нет тебя») на якутском языке и медленный танец главных героев.
Может, фильму чуть не хватило клея между эпизодами, но мы помним — это дебют. Первые фильмы никогда не получаются ровными во всём. Однако самое главное в том, что в «Белом пароходе» чётко прослеживается идея и способ её воплощения — режиссёр следует своей задумке, не пытаясь объять необъятное и высказаться сразу на сто тем, чем частенько грешат начинающие киноавторы. При этом нельзя сказать, что «Белый пароход» как-то ограничен в своём влиянии на зрителей. Простую историю главных героев можно интерпретировать по-разному — в зависимости от личного жизненного контекста. Если говорить о референсах, то на ум приходят и неспешность Джармуша и художественная вычурность Гринуэя, а ещё невозможно не заметить родство главной героини «Белого парохода» и суровой печницы из «Агнии». Но, честно говоря, сравнивать фильм Инги Шепелёвой ни с чем не хочется, ведь его самобытность уверенно задаёт основной тон.

Эстетика фильма построена на контрастах. Красный занавес — белый снег. Ледяной взгляд — внутренний огонь. Чужой — местная. Рациональное — мистическое. Прошлое, которое кажется единственным временем счастья, — будущее, где есть только бесконечная руминация того, что не вернуть. «Белый пароход» — кино поэтичное и незамутнённое. Как если всматриваешься в толщу льда и видишь в его переливах и трещинках невероятный сюжет. А потом понимаешь — он о тебе.
Фото: Сайдам Барыл/К24
Что ещё посмотреть:
«Материалистка» — ромком с Дакотой Джонсон, Педро Паскалем и Крисом Эвансом;«Как стать миллионером» — всё ради любви;
Фрэнсис Макдорманд — смотрим фильмы с музой братьев Коэн.