Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Бешенство»: триллер, основанный на реальных событиях

Кадр из к/ф «Бешенство»

Зима, отец и его взрослый сын приезжают в небольшую деревеньку на Алтае. Трогательное воссоединение семьи? Отнюдь. Сын Вовка (Всеволод Володин), героиновый наркоман с внушительным двухлетним стажем, еле идёт. Игорь, его отец, (Алексей Серебряков) тащит упирающееся тело на себе, периодически тыкая его лицом в надгробия и не чураясь старых добрых побоев. В надежде спасти своё выросшее дитя от пагубной зависимости он наполовину обманом, наполовину силой заманивает его в крохотное поселение в тайге. Согласно замыслу, Вовка должен тут под присмотром родителя пережить самые сложные дни ломки, исцелиться и преисполниться благодарностью к отцу. Правда время папаша выбирает неудачное – на жителей деревни то и дело нападают волки, среди которых распространилась эпидемия бешенства.

Снятая два года назад картина Дмитрия Дьяченко в прокате встретилась с другим детищем этого же режиссёра – «Чебурашкой». Но если ностальгическая сказка ориентирована на семейную аудиторию, то аскетичный и относительно бюджетный (всего 160 млн) триллер рассчитан на людей постарше, которые склонны бояться наркомании, непонимания детей и иногда немного волков.

Волки в «Бешенстве» и правда выполняют функцию скорее дополнительного ограничителя, очередной трудности для переживающих совсем другие Настоящие Проблемы героев. А ведь именно эта часть сюжета основана на реальных событиях. В 2019 году в Амурской области участились случаи нападения волков на людей. Были человеческие жертвы, и власти дали разрешение на отстрел диких животных. Впоследствии агрессивное их поведение объяснилось вспышкой заболеваемости бешенством. То же самое происходит и в фильме Дьяченко.

Кадр из к/ф «Бешенство»

Надо отметить, что первые столкновения людей с волками в «Бешенстве» показаны крайне напряжённо. Недостаток бюджета на спецэффекты подтолкнул создателей на поиски интересных решений, в результате – рыки во тьме, сверкающие в тенях глаза, быстрые броски и бесконечные следы лап и крови. Однако во второй половине фильма фокус окончательно смещается на четверых главных героев, а не слишком аккуратно нарисованные звери выходят на свет и перестают казаться чем-то жутким.

В четвёрку же героев, оперативно превративших триллер в разговорную драму, вошли следующие лица:

— Вовка-наркоман, готовый на что угодно ради дозы, живая иллюстрация родительских страхов о пропащем ребёнке;

— Игорь, носитель сермяжной правды, пытающийся жестоким, придуманным им самим методом «лечения» наркомании оправдать долгие годы невнимания к ребёнку (в мире фильма успешно справляющийся);

— егерь Роман (Александр Устюгов), моральный ориентир фильма, чувствующий себя в тайге как дома;

— полицейский Абызов (Евгений Ткачук), самый любопытный герой, единственный живущий в зоне серой морали в этой чёрно-белой реальности.

Кадр из к/ф «Бешенство»

Итак, как в анекдоте: заходят как-то наркоман, егерь, мент и Серебряков в сторожку, а там… Впрочем, что там – секрет и спойлер. В отличие от содержания долгих бесед персонажей. В этой разговорной части фильм окончательно приближается по стилю к социальной рекламе. Из неё зритель получает представление о том, как, где и почему люди начинают употреблять наркотики (по крайней мере, в представлении создателей ленты). Здесь же мы постигаем разницу между людьми и животными. И самое главное – видим болезненный зазор между поколениями. Края этого разлома кровоточат, а как их заживить, толком никто не понимает. И пусть в логически выверенном и размеренном чёрно-белом мире социального ролика герои кое-как с этим справляются, тоска от его наличия передаётся и зрителям.

Настоящий же глоток свежего воздуха, как это часто бывает в проектах с его участием – мент-трикстер в исполнении Ткачука. Он привносит в этот логически обустроенный мир немного живой сумятицы и даже немного неожиданного в таком суровом серьёзном кино юмора.

Как и полагается социально значимому кино, завершается «Бешенство» дидактическими выводами. Волки в этой истории так и остались всего лишь волками, а вот с людьми, носителями всяческих идей всё куда сложнее. Но не настолько сложно, чтобы не разобраться – по крайней мере в кино.


Фото: Hype Film

Поделиться: