Чем запомнился фестиваль авторского кино «Зимний»
С 1 по 7 декабря в московском кинотеатре «Художественный» прошёл 3-й Открытый кинофестиваль авторского кино «Зимний». Гостей киносмотра ожидала насыщенная программа и неповторимая атмосфера. Наша редакция заглянула на огонёк в столицу, чтобы приобщиться к этому уже почти предновогоднему празднику кино. Рассказываем, что больше всего запомнилось на «Зимнем»
Камерно, уютно, душевно
Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр «Художественный», расположенный в самом сердце Москвы — на Арбате. Здесь проходили показы основного конкурса, деловая программа, форум киношкол, торжественные церемонии открытия и закрытия. В парадных интерьерах кинотеатра царила камерная и очень дружеская атмосфера, которую мы отметили сразу по приезду на фестиваль.
Перед показами гостей «Зимнего» угощали горячим чаем и кофе, а перекусить можно было ароматными имбирными пряниками, изготовленными специально для киносмотра. А в завершении каждого фильма зрители могли остаться на обсуждение картины с её создателями и актёрами — исполнителями главных ролей. Оригинальные вопросы, темы для размышлений и обязательные слова благодарности. Зрители выходили из большого зала «Художественного», наполненные положительными эмоциями.
Отметим, что каждый показ фильма проходил при полном аншлаге. Тех, кому не хватало мест — на фестивальных показах была свободная рассадка — организаторы размещали в малых залах. Забота о гостях смотра чувствовалась и небольших, но важных деталях: подробная программа удобного формата А5, которую так просто положить в любую сумочку, и отдельно отпечатанное расписание, а для тех, кому удобно всё смотреть онлайн — ежедневный обзор событий в тг-канале фестиваля.
Дни, проведённые на фестивале, остались в памяти самыми уютными и душевными — как будто мы побывали в гостях у близких друзей, которые были так рады встрече.
Форум киношкол
Ежегодно в рамках «Зимнего» проходит форум киношкол, что является отличительной чертой этого смотра. В 2024 году в мероприятии приняли участие 6 образовательных учреждений: Школа дизайна НИУ ВШЭ, Московская школа кино, Московская школа нового кино, Институт кино НИУ ВШЭ, Киноколледж №40, киношкола «Студия 24».
У потенциальных абитуриентов была отличная возможность познакомиться с профессиями, которым можно обучиться в этих учебных заведениях, узнать о знаменитых выпускниках и тех, кто ещё продолжает обучение, но при этом уже успел принять участие популярных кинопроектах. Каждая киношкола делала акцент на своей уникальной особенности. Так, например, директор «Студии 24» и генеральный продюсер «Старт Продакшн» Сергей Маевский подчеркнул, что у них можно получить востребованную в кинопрофессию даже тем людям, которые работают совсем в другой сфере — причём вход в индустрию будет возможен в самое ближайшее время после окончания обучения.
Гости форума могли задавать интересующие их вопросы прямо по ходу презентаций или подойти к спикерам для личного разговора после. Также киношколы показали короткометражные фильмы — работы студентов и выпускников.
Отличные фильмы вне конкурса
Фестиваль порадовал качественными внеконкурсными программами. Их было в этом году 4 — это «Шедевры батального кино», «Как смотреть авторское кино», «Зимний — детям» и «Московские премьеры».
Первые две программы были посвящены 100-летнему юбилею киностудии «Мосфильм». У зрителей появилась отличная возможность снова посмотреть великие фильмы отечественного кинематографа на большом экране и обсудить их с профессионалами киноиндустрии.
В рамках детской программы состоялось 3 премьерных показ: «Баба Яга спасает Новый год», «Держись солнца», «Три кота. Зимние каникулы».
Те же, кто посетил программу «Московские премьеры» увидели картины, представленные на других российских киносмотрах. В частности, фильм «Агния» режиссёра Павлы Стратулат, который получил две награды на фестивале «Маяк». Кстати, уже 30 января «Агния» выходит в российский прокат. История своенравной печницы поразила критиков своей самобытностью и сказочными метафорами. Кроме того, показали документальный фильм «Жизнь Анатолия Гребнёва», который открыл «Зимний», и трогательную мокьюментари-драму Фёдора Кудрявцева «Ровесник», получившего приз за лучший дебют на фестивале «Окно в Европу» в Выборге.
Разнообразная конкурсная программа
Мы уже обозревали программу основного конкурса «Зимнего», а также писали о том, как распределились награды. Здесь же хотим поделиться общим впечатлением, сложившимся у нашей редакции.
Возникло прекрасное ощущение, что программа «Зимнего» как смотра именно авторского кино, была составлена таким образом, чтобы донести мысль — и такое кино в первую очередь существует для зрителя. Многие считают, что фестивальные фильмы редко бывают интересны широкой аудитории и отличаются особой заумностью, затянутостью и унылой картинкой. Что ж, конкурсная программа «Зимнего» доказывает обратное. И пусть некоторые фильмы действительно сложно воспринимать именно в фестивальной концепции, в целом, программному директору смотра Наталье Мокрицкой удалось показать, что авторское кино — это интересно, не занудно и очень круто.
Например, дебютная работа Виктории Мокеровой «Чувства», хоть и отличается некоторой шероховатостью, рассказывает две истории, отличающиеся глубиной — при этом первая кажется нам легко узнаваемой в современном контексте, а вторая — более неоднозначная — представляет собой попытку осмысления необычных отношений, участники которых и сами не подозревали, что между ними вообще что-то может возникнуть.
Никого не оставит равнодушным картина Алёны Званцовой «День недели — любой». Режиссёр затрагивает сложные темы, о которых нам не всегда комфортно говорить в обычной жизни, предлагая зрителям взглянуть со стороны, как люди в паре справляются/или не справляются с внезапно подкравшейся болезнью, и почему так важно уметь отличить любовь от созависимых отношений. Кино Алёны Званцовой обладает узнаваемым авторским почерком — оно старается сделать реальность более выпуклой и объёмной, возводя в квадрат какие-то аспекты, на которые мы можем и вовсе не обращать внимания. Чуть вычурные диалоги, выверенные до мелочей интерьеры, идеально расставленные сюжетные акценты. Картина «День недели — любой» выйдет в широкий российский прокат уже 9 января, и она совершенно точно найдёт своего зрителя.
«Гирокастра» режиссёра Юрия Арабова стала, пожалуй, самым тяжёлым для восприятия фильмом конкурсной программы. И дело не только и не столько в хронометраже (фильм идёт 154 минуты), а в серьёзной нагруженности каждой сцены символами и смыслами. Для того, чтобы оценить этот фильм, нужно обладать серьёзными фоновыми знаниями в области кино, истории и политики. Однако для настоящих ценителей и знатоков отечественного кинематографа «Гирокастра» стала настоящим подарком, ведь это режиссёрский дебют покойного Юрия Арабова — кинодраматурга, по сценариям которого снято огромное количество фильмов, уже ставшим классикой. Арабов создал масштабное полотно, посвящённое ужасам диктатуры на примере событий, происходивших в Албании ХХ века. Получилось своего рода завещание, которое служит одновременно наставлением и предостережением для всех нас.
Фильм, забравший две главные награды, «Операция “Холодно”» с лёгкостью объединяет в себе сатиру над современными российскими реалиями, абсурдный юмор в духе братьев Коэнов (недаром самый очевидный референс, который приходит в голову при просмотре, это «Фарго») и отличную игру актёрского ансамбля — как раз тот случай, когда круто сыграли буквально все. История чиновника, который правдами и неправдами стремится узаконить строительство торгового центра на месте старинного особняка, весьма поучительна. При этом лихо закрученный сюжет не даст зрителям оторваться от экранов ни на минуту. Это второй полный метр режиссёра Данила Иванова, а первый был, напомним, «В баню!», который родился из короткометражки. Фильм уже идёт в кинотеатрах — посмотреть его точно стоит.
Каждая картина основного конкурса «Зимнего» подарила зрителям какую-то особенную частичку соприкосновения с чудесным миром кино. Программа в этом году отличалась разнообразием сюжетом и тем, самобытными творческими поисками режиссёров и мощными актёрскими работами. Будем ждать, что в следующем году эта тенденция продолжится, и мы увидим много классных фильмов, доказывающих: любить авторское кино — приятно и просто.
Фото: пресс-служба фестиваля «Зимний»; Вика Данилова; «Наше Кино»; Кинокомпания СТВ; МВК