Что посмотреть на 35-м фестивале «Послание к человеку»
17 октября в Петербурге открывается юбилейный 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». Традиционно этот смотр отличается очень насыщенной программой. В этом году гостей фестиваля ждут три конкурса (международный, национальный и экспериментальный), одиннадцать специальных программ и восемь кинопоказов. Для того, чтобы вы точно ничего не упустили, мы составили гид по всем фильмам «Послания к человеку». Самое интересное — по мнению нашей редакции.
Международный конкурс
«Говори со мной, ветер», реж. Стефан Джорджевич
Дебютная полнометражная работа сербского режиссёра Стефана Джорджевича. Его карьера в кино началась с главной роли в фильме «Красный холм» Николы Лезаича, вышедший на экраны в 2010 году. Далее он окончил магистратуру операторского отделения Факультета драматических искусств в Белграде. Короткий метр Джорджевича «Последний образ отца» (2019) получил приз молодёжного жюри на фестивале в Локарно и приз «Сердце Сараево».
«Говори со мной, ветер» — это картина, которую Стефан решил посвятить своей матери. Однако, когда он начал работать над проектом, она неожиданно скончалась. Режиссёру пришлось найти своеобразный выход, чтобы всё-таки снять фильм.
«Комендант», реж. Данель Эльпелег
Режиссёр Данель Эльпелег окончила Школу кино Сэма Шпигеля, её первая работа «Дикие», посвящённая работе ветеринаров и их взаимоотношениям с пациентами, которые не могут рассказать где болит, получила приз на фестивале Docaviv и на Форуме документального кино в 2018 году.
В своём втором полнометражном фильме «Комендант» постановщица обращается к истории своего дедушки. Он служил военным комендантом в одной из изначально арабских областей после образования нового государства Израиль. Данель глубоко погружается в исторический контекст и среди бесконечной череды военного произвола обнаруживает тайну, связанную с её собственной семьей.
«Крёстная», реж. Маржена Сова
Маржена Сова не только режиссёр, но ещё и автор комиксов. Она изучала современную литературу в Кракове, а потом переехала во Францию, где училась в Университете Мишеля де Монтеня в Бордо. Её автобиографичная серия комиксов «Маржи» получила международное признание, а детский комикс «Удивлённая сова», кстати, переведён на русский язык.
В «Крёстной» Маржена Сова отправляется на малую родину — в глухую польскую деревушку, где живёт её тётя Нюшка. Здесь Маржена сталкивается с тем, насколько по-разному она, независимая молодая европейка, и её старшая родственница, прожившая всю жизнь в соответствие с идеями патриархального мира, но не утратившая гармонию с собой, смотрят на нашу реальность. Фильм приглашает к размышлению о столкновении социальных моделей, но не даёт окончательных ответов, оставляя финал истории открытым.
«Новое начало», реж. Вивиан Перельмютер, Изабель Инголд
Две постановщицы этой картины уже несколько лет работают в творческом тандеме. Вивиан Перельмютер снимает фильмы на стыке документалистики, эссеистики и художественного кино. Изабель Инголд долгое время была режиссёром монтажа и сотрудничала с такими авторами, как Амос Гитай, Венсан Дьётр, Элен Мариани, Леа Тодоров.
Картина «Новое начало» рассказывает о ветеране войны во Вьетнаме по имени Эл Мун. Он уединённо живёт в Калифорнии, однако призраки пережитого в прошлом, не дают ему покоя, особенно на фоне того, что в мире снова беспокойно. Эл отправляется в путешествие по всей Америке, чтобы навестить товарищей, с которыми он когда-то вместе сражался.
Национальный конкурс
«Нам здесь тесно», реж. Артём Игнатьев, Антон Петров
Вторая совместная работа режиссёров Артёма Игнатьева и Антона Петрова. Оба — выпускники Московской школы нового кино, однако учились в разных лабораториях: Игнатьев — у Павла Бардина, а Петров — у Олега Лукичева. Их дебют «Рабочий посёлок», снятый в 2017 году, удостоился особого упоминания на фестивале Doker.
«Нам здесь тесно» — это история из жизни молодых учёных-астрофизиков, которые занимаются наблюдениями в обсерватории и переводят полученные данные в музыку. Герои верят, что каждый момент жизни и каждое природное явление прекрасны и достойны того, чтобы быть запечатлёнными в вечности.
«Однажды в Ленинграде», реж. Михаил Архипов
Михаил Архипов, инженер космической связи по первому образованию, закончил СПбКиТ (мастерская Олега Ковалова). В 2019 снял дебютную короткометражку «Топливо», а в 2025 году в основном конкурсе ММКФ участвовал его первый полный метр «Планета».
Фильм «Однажды в Ленинграде» посвящён советскому режиссёру Павлу Клушанцеву — пионеру научной фантастики, оказавшему влияние в том числе на признанных мэтров жанра Джорджа Лукаса, Джеймса Кэмерона и Ридли Скотта. Картина основана его мемуарах — Архипов проследил творческий путь Клушанцева на протяжении нескольких десятилетий. Клушанцев работал в те времена, когда многое из задумок постановщика воплотить на экране было технически невозможно. Именно это обстоятельство толкало его на постоянные эксперименты и создание изобретений для своих фильмов. Однако он никогда не переставал верить в том, что человек способен на многое, если его помыслы исходят из лучших побуждений.
«Приключения реального самурая в мире катастроф», реж. Лида Канашова
Режиссёр Лида Канашова окончила факультет киноведения ВГИКа и долгое время была соавтором сценариев к фильмам Алексея Федорченко. «Приключения реального самурая в мире катастроф» — это её дебютная работа.
Главный герой картины — девятилетний Валька. Мальчик не может самостоятельно удерживать равновесие, поэтому передвигается с помощью тростей. Окружающий мир для него наполнен опасностями и катастрофами. Для того, чтобы легче было справляться с трудностями, Валька придумал себе мантру: «Я реальный самурай!». Именно эти слова помогают ему сделать первые самостоятельные и отважные шаги навстречу миру.
Специальные программы
«Моя любовь», реж. Александр Петров
Гран-при разных лет
Мультфильм «Моя любовь» получил Золотого кентавра в 2007 году, а также был номинирован на премию «Оскар». Это адаптация романа Ивана Шмелёва «История любовная». Главный герой картины — шестнадцатилетний гимназист Антон, который живёт в купеческой Москве XIX века и мечтает о настоящей, светлой любви. И она приходит к нему, вот только оказывается — придётся сделать выбор.
Для создания анимации Петров применял сложную технологию рисования масляной краской по стеклу, что помогло создать эффект ожившего художественного полотна. Рабочий процесс занял у режиссёра три года. Снова увидеть этот шедевр на большом экране — настоящий подарок для ценителей кино.
«Саундтрек к государственному перевороту», реж. Йохан Гримонпре
Панорама.doc
Один из самых громких документальных фильмов 2024 года, получивший приз жюри на фестивале «Сандэнс» и номинировавшийся на «Оскар». Он посвящён эпизоду времён холодной войны, в который наряду с мировыми политическими лидерами оказался замешан музыкант Луи Армстронг. Пока активисты срывают заседание совбеза ООН, он едет в Африку, чтобы отвлекать внимание жителей Конго от махинаций бельгийского правительства и ЦРУ. Оказывается, всё это часть интриги вокруг ценных месторождений, главной её жертвой оказывается первый премьер-министр Конго Патрис Лумумба.
«Новая волна», реж. Ричард Линклейтер
Двойные вершины
Новая работа Ричарда Линлейтера («Школа рока», «Я не киллер», «Куда ты пропала, Бернадетт?») — это кино о кино. На дворе 1959 год, Париж. Молодой режиссёр Жан-Люк Годар наконец решается снять своё первый фильм под названием «На последнем дыхании». Никто пока не знает, что получится шедевр, повлиявший на весь мировой кинематограф, поэтому продюсер не спешит давать денег, а знаменитые актёры не горят желанием сыграть у Годара.
Линклейтер снял очаровательную синефильскую стилизацию о Годаре и в духе Годара, сохраняя черты его художественного стиля в своей «Новой волне», которая обязательно придётся по вкусу истинным киноманам. Впервые картина была показана в Каннах, где, хоть и осталась без наград, встретила тёплый приём. У гостей «Послания к человеку» будет отличная возможность увидеть «Новую волну» раньше её официального выхода в прокат.
«Воскрешение», реж. Би Гань
Двойные вершины
Третья полнометражная работа китайского режиссёра Би Ганя, чьи фильмы всегда вызывают восторг в кинематографическом сообществе и получают множество наград. «Воскрешение» не стало исключением. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля этого года и получил Специальный приз жюри.
Действие картины разворачивается в мире, где человечество разучилось видеть сны. Главная героиня выясняет, что такая способность сохранились у одного андроида. Каждая глава фильма посвящена одному из органов чувств.
«Отражения №3», реж. Кристиан Петцольд
Двойные вершины
Один из главных режиссёров современного немецкого кино и постоянный участник Берлинского фестиваля, где многие его работы были отмечены наградами, Петцольд является представителем движения «Берлинская школа» и затрагивает в своем творчестве важные, но при этом непростые, темы.
Главная героиня картины «Отражения №3» молодая женщина Лаура, которая переживает депрессию. Она попадает в аварию, и неё появляется необычная возможность начать свою жизнь заново. Лауру выхаживает Бетти, которая сама болезненно переживает уход дочери Елены. В своей подопечной она видит возможность залечить собственные душевные раны.
«Мэтт и Мара», реж. Казик Радвански
Новые голоса
Писательница Мара, испытывающая творческий кризис, встречает своего давнего приятеля по университету, который в отличие от неё не может остановиться — пишет каждую свободную минуту. Эта встреча, конечно, оказывается для обоих знаковой, вот только смогут ли они удержать те чувства, которые на них внезапно нахлынули.
«Огненный ветер», реж. Марта Матеуш
Новые голоса
Для постановщицы Марты Матеуш «Огненный ветер» — это полнометражный дебют. Её короткометражка «Шипы, пустоши» в 2017 году принимала участие в программе «Двухнедельник режиссёров» на Каннском фестивале.
Картины рассказывает о крестьянах-виноделах, для которых настало время сбора урожая. До сих пор этот процесс выглядит как оживший миф, где кровь смешивается с вином, а в памяти бушует огненный ветер истории.
«Воспоминания о Париже», реж. Алис Винокур
Картографируя Париж. Новое французское кино
В центре сюжета реальные события, которые произошли в Париже 13 ноября 2015 года, когда на город было совершенно одновременно несколько террористических атак, в результате которых погибло 130 человек и свыше 350 были ранены.
Главная героиня Мия оказывается в одном из атакованных кафе. Она выживает, но пережитое не даёт вернуться к нормальному существованию. Из-за шока Мия забыла события того дня и теперь, на встречах поддержки пострадавших, пытается всё вспомнить. Однажды в группу приходит Тома, который в тот вечер праздновал в кафе свой юбилей, и он помнит всё до мельчайших деталей. Но в отличие от Мии наоборот — хотел бы забыть.
Фильм сняла Алис Винокур, чей новый фильм с Анджелиной Джоли «Кутюр» совсем скоро ждём в российском прокате.
Фото: фестиваль «Послание к человеку»