Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«День рождения Сидни Люмета»: мечта о кино — кино о мечте

Кадр из к/ф «День рождения Сидни Люмета»

Завершающим фильмом игрового конкурса на фестивале «Окно в Европу»-2025 стал дебют выпускника ВГИКа (мастерская братьев Котт и Анны Фенченко) Рауля Гейдарова «День рождения Сидни Люмета». Показ был отмечен продолжительными овациями и получил, пожалуй, самый восторженный приём в Выборге. Единодушными со зрителями оказались журналисты и члены жюри — картина удостоилась награды сообщества кинокритиков «Пять звёзд» и Главного приза фестиваля. Рассказываем, как фильму с синефильским названием одновременно удалось покорить сердца профессионалов индустрии и любителей кино.


Действие ленты переносит нас в небольшой посёлок где-то в Краснодарском крае, где живёт юный Дато вместе с дядей Анзором и бабушкой Леной. Дато заканчивает школу и мечтает учиться на режиссёра, но бабушке об не говорит, ведь у неё мечта другая, чтобы внук получил нужную профессию — почему бы, например, не пойти в колледж и стать бурильщиком? Дато, как и любой подросток, представляет себе процесс поступления в петербургский вуз весьма туманно, но зато активно готовит творческую папку. А пока камеры у него нет — «снимает кино» сквозь донышко гранёного стакана, помогая бабушке на кухне.

Кадр из к/ф «День рождения Сидни Люмета»

Первая трещинка по идиллической на первый взгляд картинке проходит почти сразу — умирает Анзор. А потом возвращается мать Дато Анна вместе улыбчивым мужчиной, которого представляет своим женихом. Бабушка смотрит насторожено, а паренёк, конечно, рад. За плечами Анны тюрьма, но она не растеряла вкус к жизни — смеётся заливисто, ест с аппетитом, дарит дорогие подарки — настоящую видеокамеру! — а перед сном даёт сыну наставления за всё то время, что её рядом с ним не было. Дато не держит на маму зла — слушает внимательно.

Но жизнь преподносит урок посерьёзней, чем словесные нравоучения. И то, что было обещанием счастливой жизни для воссоединившейся семьи, оказывается обманкой, скрывающей неприглядную правду о матери Дато. Оказывается, криминал не остался в прошлом, Анна продолжает зарабатывать на жизнь нечестным путём. И вот мы уже несёмся на бешенной скорости в машине вместе с Анной и Дато навстречу крутому повороту сюжета, превращающего лиричную драму в криминальный боевик. Может, чуть-чуть и нужно было сбавить разгон, но Рауль Гейдаров проведёт своего главного героя через все возможные испытания — до точки невозврата, после которой никакой компромисс уже не будет приемлемым.

Кадр из к/ф «День рождения Сидни Люмета»

Смотреть авторское, а, тем более, дебютное кино — это своеобразная лотерея. Никогда не узнаешь, что получишь по итогу. Совершив лихой вираж, фильм Рауля Гейдарова, возвращается к уюту первых сцен, и душевное тепло, которым окружает своего внука Дато героиня Джульетты Степанян, словно распространяется на весь зрительный зал. Невозможно противиться желанию поддаться магии этого фильма, наследующего лирике Нодара Думбадзе и его романа «Я, бабушка, Илико и Илларион», оставаясь при этом верным своей чуть наивной оригинальности. Он мягко расстилается в памяти акварельными зарисовками — закроешь глаза и видишь: вот Дато заполняет папку, в шутку приклеивая бабушке усы из локона волос, а вот камера присматривается к статуэтке в виде семейного дерева, на котором вместе с фотографиями висят плоды инжира, и спустя минуту, чуть сильнее зажмурившись, крупным планом смеющееся лицо Анны в объективе видеокамеры, а потом — морщинистые руки бабушки, раскатывающие тесто для хачапури.

Кадр из к/ф «День рождения Сидни Люмета»

Об этой картине не хочется говорить с какой-то технической точки зрения, хотя тут всё сделано идеально — грамотная драматургия, живые диалоги и чуткий визуал — а хочется делиться эмоциями. Но возможно ли поведать о том, как сжимается горло, когда бабушка Дато врывается в кабинет, где проходят вступительные испытания, чтобы высказать в лицо приёмной комиссии, что она думает о их вердикте «не хватает жизненного опыта»? О нервно сжимающихся пальцах и застывшем на губах шёпоте: «нет, Дато, не делай этого»? Как поделиться затапливающей лавиной радости, которая обрушивается на тебя в финале, когда наконец раскрывается смысл названия — «День рождения Сидни Люмета»? Сидишь и улыбаешься до ушей, осознавая в моменте, что прямо сейчас на экране сбылась чья-то мечта.


Фото: фестиваль «Окно в Европу»


Поделиться: