«Диспетчер» — за гранью анонимности

21 августа в российский прокат вышел фильм «Диспетчер» — напряжённый триллер от режиссёра Дэвида Маккензи с Ризом Ахмедом («Однажды ночью», «Чёрное зеркало», «Неблагоприятные кварталы») и Лили Джеймс («Золушка», «Война и мир», «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков») в главных ролях. Картина уже получила хорошие отзывы зарубежных зрителей, на сайте Rotten Tomatoes его рейтинг составляет 78%. Это история о том, как отважные одиночки бросают вызов могущественной корпорации, рискуя всем ради правды.
В центре сюжета таинственный Эш (Риз Ахмед). Он выступает посредником между корпорациями и людьми, оказавшимися под их давлением из-за компрометирующих документов, которые они обнаружили. Его главный инструмент — диспетчерская служба для слабослышащих людей, с чьей помощью герой может анонимно общаться со своими клиентами. Новая клиентка Эша, Сара (Лили Джеймс) — учёная из пищевой промышленности, укравшая отчеты о токсичном продукте, угрожающем миллионам людей по всему миру. Оказавшись под давлением своих бывших работодателей, Сара испугалась за свою жизнь и передумала обнародовать документы. Для того, чтобы провести сделку с компанией и вернуть отчёты без угрозы для своей жизни, она и обратилась к таинственному диспетчеру. Эшу предстоит провести её через опасный лабиринт, где улицы, метро и кафе становятся ареной для игры в кошки-мышки.

Сам Эш не просто безликий посредник. Он борется с зависимостью, посещает встречи Анонимных Алкоголиков и избегает дружеской и романтической близости с другими людьми. Диалоги с Сарой показывают его уязвимость, делая персонажа живым и понятным зрителю. По ходу сюжета мы видим, как он противостоит своим демонами, преодолевает себя и учится доверять. Риз Ахмед выдаёт отличную игру, передавая внутреннее состояние Эша через сдержанные жесты и взгляды — от проверки почтового ящика до пауз в разговорах. Лили Джеймс убедительно показывает эволюцию Сары от напуганной учёной до решительной бунтарки, хотя их химия порой кажется натянутой, особенно в сценах с намёками на флирт.
Режиссёр Дэвид Маккензи, известный по фильмам «Любой ценой», «Под покровом ночи» и «Последняя любовь на земле», мастерски создаёт напряжённую атмосферу. Картина умело сочетает использование аналоговых технологий, почтовых ящиков и стационарных телефонов с реалиями мира, в котором современный прогресс делает анонимность почти невозможной. Медитативные сцены, где Эш продумывает свои действия, переплетаются с динамичными погонями, напоминая современные неонуарные драмы, вроде «Драйва» с его молчаливым героем одиночкой или «Тебя никогда здесь не было» — истории о бывшем военном, жертвующим собой ради других. Второстепенные персонажи не имеют особой глубины, однако отлично справляется со своей ролью в сюжете: быть харизматичными антагонистами. Фильм поднимает острые вопросы о цене правды в мире корпоративной коррупции. История перекликается с реальными разоблачениями вроде дела Эдварда Сноудена и задаёт вопрос: стоит ли жертвовать собой ради справедливости, если система сильнее?

«Диспетчеру» хорошо удается держать в напряжении через бытовые детали. Сцены планирования маршрутов и обмена сообщениями затягивают не меньше погонь. Каждая мелочь, от звука гудка до шороха конверта, усиливает саспенс. Однако к финалу динамика меняется: после первых двух третей, медитативных и полных интриги, последний акт скатывается в шаблонный экшен и кульминация заменяется обычной погоней. Финальный твист заранее угадывается при внимательном просмотре, фильм как будто играет со зрителем, заставляя отыскивать нестыковки и строить свои теории.
«Диспетчер» — это интересный триллер, который держит в напряжении и напоминает, что анонимность в эпоху всеобщей слежки — роскошь. Фильм не только развлекает, но и заставляет задуматься о хрупкости личной свободы в мире, где корпорации и технологии диктуют свои правила.
Фото: Black Bear/Global Film