Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Долгая прогулка» — иди или умри

Кадр из к/ф «Долгая прогулка»

В кинотеатрах стартует новая экранизация Стивена Кинга. Он пишет весьма кинематографично — романы Кинга легко представить в виде фильмов или сериалов. «Долгая прогулка» — это раннее произведение писателя, опубликованное под псевдонимом Ричард Бахман, и его путь на экраны оказался тоже не быстрым. Ещё в 2007 году за адаптацию книги хотел взяться Фрэнк Дарабонт, снявший «Зелёную милю», но в итоге фильм был взят в разработку только в 2023 году. Постановщиком стал Фрэнсис Лоуренс, за плечами которого четыре части франшизы «Голодные игры». Удалось ли ему передать особенную атмосферу, характерную для творчества Кинга, и пошли ли на пользу картине отклонения от первоисточника — рассказываем в нашем материале.


Действие «Долгой прогулки» разворачивается в альтернативной реальности, где США представляет собой тоталитарное государство под руководством некоего Майора. По его инициативе каждый год в стране проводится общенациональное соревнование, в котором принимают участие сто молодых людей. Правила просты: нужно идти со скоростью не ниже 3 миль в час и не останавливаться. Финишной черты нет — это просто путь в никуда. За снижение скорости, остановку или движение в обратном направление выносится предупреждение. Оно обнуляется, если за три часа участник не получает новое. Заработавшего три предупреждения ждёт смерть. Должен остаться всего один победитель, который получает огромную сумму денег и исполнение одного желания.

Кадр из к/ф «Долгая прогулка»

Главный герой Рэймонд Гэррети подаёт заявку на участие против воли матери. В отличие от большинства других участников, у него есть личный мотив: Рэй точно знает, что пожелает в случае победы, он невероятно замотивирован. Ещё до стартового выстрела Рэй сближается с парнем по имени Пит МакФриз, ещё не подозревая, что за срок в несколько дней им предстоит стать самыми настоящими друзьями.

Поначалу ребятам все кажется нереальным. Они болтают, смеются, травят байки, но как только погибает первый участник, то общее настроение сразу меняется. Оказывается, здесь всё по-настоящему. Наверное, каждый в глубине души верил, что винтовки стреляют красной краской, а проигравшие незаметно возвращаются домой. Кровь погибшего обагряет асфальт и приносит с собой осознание — это произойдёт с каждым, кроме победителя. Реагируют мальчишки каждый в своей манере: кто-то ожесточается, а кто-то наоборот укрепляет свою дружбу с товарищами по соревнованию.

Погибать участники будут по-разному — у кого-то сведёт ногу, у кого-то случится эпилептический припадок, кто-то не успеет за три предупреждения справить физиологическую нужду. В фильме не будет никаких эвфемизмов: всё максимально натуралистично — на этом настоял сам Стивен Кинг. В отличие от хорроров, где жанр диктует своеобразное «смакование» кровавыми подробностями, здесь кишки и мозги возведены в высшую степень обыденности. Для солдат, сопровождающих участников прогулки, это дело привычное. Минус один человек — быстрее закончится состязание, едем дальше. И, конечно, такая жестокость пугает ещё больше.

Кадр из к/ф «Долгая прогулка»

Драматургия фильма строится согласно сюжету. Линейное повествование не отклоняется от героев ни на минуту, но во второй половине картины появляются флэшбеки из прошлого Рэя, призванные объяснить его особенную заинтересованность в победе. Его новоиспечённый друг, Пит Макфриз, рассказывает свою историю лишь словами. А жаль, персонаж как будто не раскрывается полностью. В фильме прослеживается чёткая дихотомия между Рэем и Питом — их цели в случае победы кардинально разнятся. У обоих парней была непростая судьба, но каждый сделал из жизненных уроков собственные выводы. То, что происходит с героями в финале, отличается от книжной концовки, но в рамках концепции, выстроенной создателями фильма, это, определённо, логичное завершение истории. Если Кинг уводит своего победителя в почти что сверхъестественный мрак, то Фрэнсис Лоуренс объясняет тьму очень по-человечески.

Пожалуй, главным недостатком первоисточника стоит назвать непроработанность мира, в котором действуют идущие, из-за чего возникает множество вопросов к логике повествования. И самый главный: как можно в здравом уме добровольно согласиться на такое соревнование, зная, что шансов выжить практически нет? В фильме мы получим ответ. Рэй Гэррити, воспитанный отцом с оппортунистическими взглядами, объясняет это психологией толпы и иллюзией выбора. Все идут и я, значит, пойду. А если смотреть шире, то «Долгая прогулка» — это не просто состязание, а метафора жизни людей в условиях отсутствия гражданских свобод. Весьма точная, надо отметить.

Кадр из к/ф «Долгая прогулка»

Можно сколько угодно ранжировать экранизации Стивена Кинга, но в конечном итоге важным остаётся лишь один момент — удалось или нет передать на экране грань между добром и злом, которая у Кинга всегда отличается эдакой прозрачностью, и поместить в этот странный мир персонажей с яркими, порой, чуть гротескными чертами характера. Создатели «Долгой прогулки» не стали усложнять бэкграунд истории и чуть изменили основной конфликт между главными героями. Это Кинг без мистики, но зато с социальным подтекстом. И с высокой степенью зрительского вовлечения. Поверьте, после сеанса вам будет казаться, что вы тоже прошагали 650 километров пешком вместе с этими парнями.


Фото: Lionsgate/Вольга


 

Поделиться: