«Эддингтон» — отражение безумия двадцатых
Ари Астер — режиссёр, прославившийся психологическими хоррорами «Реинкарнация» и «Солнцестояние», в своей новой работе решил выйти за рамки привычного жанра. 16 октября в прокат вышел его фильм «Эддингтон» — нечто среднее между современным вестерном, социальной сатирой и абсурдной комедией. В нём автор пытается осмыслить совсем недавнее прошлое — пандемию, BLM (протесты Black Lives Matter — «жизни чёрных важны»), всплеск теорий заговора и последовавшее за этим интернет-безумие.
Действие разворачивается в вымышленном американском городке Эддингтон с населением чуть больше двух тысяч человек. На дворе май 2020-го. Главный герой — шериф Джо Кросс (Хоакин Феникс), консерватор, обычный мужчина за сорок, скептически относящийся к ковидным ограничениям и современной леволиберальной повестке. Он вступает в конфликт с мэром Тедом Гарсиа (Педро Паскаль), модным прогрессивным демократом, поддерживающим масочный режим и продвигающим строительство дата-центра, на содержание которого уйдут ценные ресурсы.
Кросс выдвигает свою кандидатуру на пост мэра и между ними разворачивается противостояние. На фоне местами нелепой предвыборной кампании и хаоса в информационном пространстве молодёжь устраивает митинги, а в городе появляется загадочный проповедник (Остин Батлер), который заводит с женой Джо, Луизой (Эмма Стоун), дружбу.
Режиссёр очень точно ловит дух того времени, атмосферу растерянности, страха и идиотизма. Тон фильма скачет от чёрной комедии к драме, ужасу и внезапно жестокой развязке. Одна из главных тем «Эддингтона» — то, как люди теряют контакт с реальностью из-за социальных сетей. Они живут в потоках информации, где истина не имеет значения, а мораль зависит от алгоритма. Современные постановщики часто грешат тем, что не могут реалистично показать проблему зависимости от интернета и превращают своих героев в неправдоподобную карикатуру. Но у Астера мы видим знакомые типажи — от сердобольной молоденькой девочки-идеалистки, ратующей за справедливость, инклюзию меньшинств и свободу от колонизаторов, до желающих просто понравиться ей парней, готовых менять свои политические взгляды как перчатки в зависимости от чужого одобрения.
Астер смеётся надо всеми. Молодёжью, наивно протестующей в TikTok «за всё хорошее против плохого», либеральными политиками, которые в предвыборных роликах демонстративно жмут руки афроамериканцам и делают вид, что один правильный хэштег решит все проблемы. Над классическими бумерами, не готовыми принимать что-то новое и калибровать свои зачастую устаревшие взгляды на мир, над антипрививочниками и прогрессистами, которые требуют носить маску, но даже не натягивают её на нос.
Автор старается не выбирать сторону, потому что для него они обе — одинаково нелепы. Он наблюдает со стороны, фиксируя абсурдность самой системы, где любые убеждения становятся просто товаром. Финал фильма неутешительный. Он буквально говорит нам: неважно, либерал ты или консерватор, какой у тебя цвет кожи и убеждения, потому что все эти споры и идентичности —лишь инструмент, с помощью которого вас заставляют думать, будто вы что-то решаете. Ведь в конечном итоге без разницы, какие политические взгляды у человека, работающего на новом высокотехнологичном предприятии, построенном и без вашего согласия.
Но при всей точности наблюдений «Эддингтон» не всегда прост для восприятия. Для зрителей, которые не жили в американском инфополе, не следили за TikTok-дискуссиями и политической ситуацией, фильм может показаться странным и очень затянутым. Астер цитирует, играет намёками, подмигивает тем, кто был «в теме». И если не узнавать эти отсылки, то можно просто заскучать.
Тем не менее, «Эддингтон» — важный фильм. Это зеркало 2020-го, в котором отражается весь наш (ну, американский так точно) коллективный срыв: страх, злость, смех, усталость. Режиссёр создаёт историю, где ужас и ирония существуют бок о бок, а абсурд становится единственным способом понять реальность. В финале, когда город буквально разваливается под тяжестью взаимной ненависти, становится ясно: никакие маски и лозунги не спасут, если люди уже перестали пытаться понять друг друга.
Фото: A24