«Филателия» — кино, которое прикасается прямо к сердцу
25 сентября на большие экраны выходит картина, покорившая за год немало фестивалей и только сейчас добравшаяся до широкой публики. Работа постановщицы Натальи Назаровой способна растрогать сердце даже самого чёрствого зрителя, но это не главное её достоинство. «Филателия» несёт в себе хрупкое гуманистическое послание для всех нас — важно сохранить и взрастить его внутри.
События фильма разворачиваются в небольшом северном городке у самого моря, где живёт главная героиня — молодая женщина Яна. Она работает на почте и увлекается филателией — собирает коллекцию марок. У Яны лёгкая степень ДЦП, но она не считает себя инвалидом и гордо отстаивает своё право вести обычную жизнь. День за днём проходят её непримечательные будни, пока однажды у них в отделении не появляется моряк Пётр, только вернувшийся из рейса. Он пришёл забрать свои бандероли, прибывшие из далёкой Австралии. И, может, эта встреча не стала бы какой-то особенной для Яны, если бы на конверте не было редкой марки со светлячком, которую героиня хотела заполучить себе. Ведь именно момент, когда она догнала удаляющегося от почты Петра, стал своего рода точкой более близкого соприкосновения — нет-нет, ни о каких чувствах речи пока не шло, но ниточка от одной человеческой души к другой уже протянулась.
Яна в блестящем исполнении Алины Ходжевановой — главный стержень картины, на её тонкой, но мощной, игре держится всё повествование. Это героиня, которая воплощает образ «маленького человека», пришедший к нам ещё из русской литературной традиции. Она живёт свою скромную жизнь, ни на что не претендуя, но и не унижая своё достоинство. Яна с полным правом считает увлечение филателией — важным занятием, развивающим её культурно и интеллектуально. Слабая физически — она сильна духовно, хотя сама, скорее всего, не осознаёт, насколько может быть в глазах других примером для подражания. Понимая, что отличается от обычных девушек, Яна не претендует на внимание мужчин, хотя втайне, конечно, мечтает о «женском счастье». И когда харизматичный Пётр (Максим Стоянов) начинает проявлять интерес к ней, Яна до последнего отказывается верить, что могла по-настоящему ему понравиться.
О таинственном моряке мы, как и главная героиня, знаем очень мало. Ходит в рейсы по полгода, живёт один, играет на гитаре и любит сорить деньгами. Никакой предыстории рассказано не будет — лишь пара баек по работе, да краткое воспоминание о том, что у него была дочь. Собирая по крупицам психологический портрет этого персонажа, можно ощутить какой-то надлом и невысказанную боль, которые Пётр старательно прячет за своими широкими жестами. Видимо, отчасти поэтому и тянется он к цельной и светлой Яне. Он балует девушку, покупая подарки и предлагая сходить в цирк, а она этому и рада — её некоторая детскость, обусловленная особенностями психического развития, расцветает и заполняет всё пространство вокруг. Внутренний ребёнок Яны не прячется глубоко внутри, как это обычно бывает — её чувства всегда на виду.
Отличительной особенностью изображения эмоционального состояния девушки становится её связь с природой, которую так чутко удалось показать Наталье Назаровой. Яна любит гулять вдоль моря. С детства она привыкла ходить на берег — ждала моряка-отца, который однажды так и не вернулся домой. И сейчас она частенько бывает на побережье. Ходит по тропкам вдоль расстилающегося полотна цветов иван-чая. В одном из ключевых моментов фильма Яна встречает в траве светлячков, и эта метафора, которая раскрывает всю суть героини, волшебным образом рассеивается по залу кинотеатра, словно прикасаясь к каждому зрителю.
Картина сочетает в себе добрый юмор и щемящую печаль, высокие порывы и низкие моральные ценности некоторых второстепенных персонажей, неприукрашенный быт провинциального почтового отделения и чистую поэзию, воспевающую красоту моментов настоящего. У постановщицы Натальи Назаровой, ушедшей в апреле этого года, получилось снять тихое кино, которое громко звучит своей человечностью. «Филателия» — это о том, что каждый создан для счастья, даже если оно осветит его жизнь совсем ненадолго. И, безусловно, оно стоит того, чтобы ждать.
Фото: Киностудия Соль