Главные фильмы кинофестиваля в Торонто 2025

Международный кинофестиваль в Торонто давно приобрёл статус ворот в оскаровский сезон: именно здесь стартуют фильмы, о которых потом говорят весь год. На TIFF когда-то впервые показали «Зелёную книгу», «Жизнь Чака» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Юбилейный, пятидесятый фестиваль открылся 4 сентября. Уже сейчас понятно, что программа будет насыщенной и противоречивой, впрочем, как и сама современная культура.
Мы выбрали семь фильмов из официального лайн-апа — те, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания и показывают, куда движется мировое кино. Это работы как маститых режиссёров, так и дебютантов, жанровые эксперименты и истории, которые разговаривают напрямую с сегодняшним днём.
«Нюрнберг»
Джеймс Вандербилт прежде всего известен как сценарист: именно он работал над «Зодиаком» Дэвида Финчера, «Базой “Клейтон”» и «Сокровищами Амазонки», позже — над «Новым Человеком-пауком». В режиссуре он дебютировал с драмой «Правда», а картина «Нюрнбер» стала новым шагом в его карьере.
Фильм основан на книге Джека Эль-Хая «Нацист и психиатр». В центре сюжета — американский врач Дуглас Келли (Рами Малек), которому поручено оценить психическое состояние нацистских лидеров. Его встречи с Герингом (Рассел Кроу) превращаются в настоящий поединок умов и поднимают главный вопрос: можно ли постичь природу зла, не оправдывая его?
Картина возвращает тему Нюрнбергского процесса в современный кинематограф. Если раньше зритель видел прежде всего хронику судебных заседаний, то здесь акцент смещается в сторону психологической драмы. Известно, что во время настоящего судебного заседания в Нюрнберге в 1945–1946 годах Геринг вёл себя вызывающе. Дерзкое поведение, полное попыток оправдать нацистскую идеологию и переложить вину на других, сделало его центральной фигурой процесса, поэтому картинное противостояние Геринга и Келли должно стать эмоциональным ядром фильма.

«Дело семейное»
Алекс Уинтер известен широкой публике как актёр из культовой комедии «Приключения Билла и Теда», но уже два десятилетия он активно работает и за камерой. Его последние полнометражные проекты были документальными — о культуре интернета («Скачано»), о теневой стороне IT-гигантов («Панамское досье») и о детях-звёздах («Дети шоу-бизнеса»). «Дело семейное» знаменует возвращение Уинтера к игровому кино.
В центре сюжета — брат и сестра Меган и Ной (Кая Скоделарио и Джош Гад). Во время уборки в подвале родительского дома они натыкаются на останки пропавшей много лет назад соседки. Чтобы уберечь семью от неприятностей герои решают спрятать труп, но в итоге оказываются втянуты в опасную игру. Так возникает история на грани семейной драмы и абсурда, сочетающая юмор, тревогу и исследование связи прошлого и настоящего. Напомним, что картина выйдет в российский прокат 20 ноября.

«Вечность»
Режиссёр Дэвид Фрейн дебютировал в полном метре с картиной «Третья волна зомби» — драмой с социальным подтекстом, где элементы хоррора превращались в метафору общественной травмы. Его новая работа «Вечность» выглядит радикально другой — это романтическая фэнтези-комедия про загробный мир, где души за неделю должны выбрать себе спутника на всю оставшуюся вечность.
По сюжету недавно умершая Джоан (Элизабет Олсен) должна выбрать с кем она отправится в посмертие: с первым мужем, погибшем на войне (Майлз Теллер) или вторым, с которым она прожила последние пятьдесят лет (Каллум Тёрнер). За фантастическим сюжетом скрывается разговор о верности, свободе и праве на новую любовь. Для Фрейна это первый выход в большую романтику, а для зрителей — шанс увидеть, как автор социального хоррора пробует рассказать историю большой любви.

«Бомба»
После боевика «Любой ценой» Дэвид Маккензи закрепился как мастер жанрового кино с социальным подтекстом: его фильмы говорят о кризисах общества через личные истории. Совсем недавно в российский прокат вышел триллер «Диспетчер», в котором режиссёр обращается к теме одиночества и уязвимости человека перед лицом современных реалий.
В его новой картине «Бомба» простой сюжет. В Лондоне находят бомбу времен Второй мировой войны, из-за чего начинается эвакуация, а группа преступников решает воспользоваться этим хаосом для ограбления.
Однако в руках Маккензи картина обещает стать не просто криминальным триллером, а размышлением о том, как давние войны продолжают влиять на настоящее, как город живёт с памятью и травмами прошлого. Здесь жанр, как и в других его картинах, становится формой разговора об обществе, его незащищенности и стойкости.
«Свайпнуть»
Рэйчел Ли Голденберг продолжает снимать кино, которое рассказывает о женщинах и для женщин. В «Свайпнуть» она обращается к истории Уитни Вулф Херд (Лили Джеймс) — основательницы Bumble, которая ушла из ушла из одного из самых популярных дейтинговых приложений и сумела превратить личную травму в бизнес-империю.
До сих пор tech-индустрия в кино чаще всего показывалась глазами мужчин — от «Социальной сети» до «Стива Джобса». Голденберг впервые предлагает женский взгляд на мир стартапов, в котором успех неотделим от темы харассмента и системного давления. В результате фильм становится площадкой для разговора о власти, равенстве и хрупком балансе личного и профессионального.
«Two Pianos»
Арно Деплешен давно считается одним из главных французских режиссёров-интеллектуалов. Его «Брат и сестра», «Рождественская сказка» и «Три воспоминания моей юности» — фильмы о памяти, семье и невозможности примириться с прошлым. «Two Pianos» продолжает эту традицию.
В центре сюжета история пианиста (Франсуа Сивиль), возвращающегося в Лион к наставнице (Шарлотта Рэмплинг) и её дочери (Надя Терешкевич). Фильм исследует, как сложно примириться с собой и своими близкими. Для Деплешена это ещё один способ показать, как легко разрушаются человеческие связи, а для зрителей — редкая возможность увидеть тонкое кино о том, как прошлое продолжает звучать в настоящем.

«California Schemin’»
Одна из главных интриг этого года — режиссёрский дебют Джеймса МакЭвоя. Мы привыкли видеть его как актёра, но теперь он впервые пробует себя по другую сторону камеры. «California Schemin’» основан на реальной истории: два шотландских парня выдают себя за американских рэперов и случайно становятся частью музыкальной индустрии начала 2000-х.
Фильм рассказывает о том, как стремление к успеху и желание принадлежать к другой культуре могут привести к самообману и потере себя. Для МакЭвоя это отличная возможность заявить о себе как о режиссёре, а для фестиваля — знакомство с новым автором.
Кинофестиваль будет длиться десять дней, победителей объявят 14 сентября.
Фото: Bluestone Entertainment, A24, Fresh Fish Films, Sigma Films, 20th Century Studios, TIFF Lightbox/Why Not Productions