«Глазами пса»: отважный Инди борется с тьмой
Хоррор «Глазами пса» добрался до российских кинотеатров — прокат стартует 16 октября. Дебютная работа режиссёра и сценариста Шона Леонберга была впервые показана на фестивале SXSW, где получила высокие оценки критиков, а исполнитель главной роли пёс Инди удостоился специального приза за лучшую актёрскую игру. С замиранием сердца мы смотрели это кино, которое практически полностью снято на уровне взгляда собаки. Рассказываем, как смена оптики повлияла на визуал и драматургию фильма, в нашей рецензии.
По сюжету молодой человек по имени Тодд в силу некоторых обстоятельств решает переехать в заброшенный семейный дом, который достался ему в наследство от дедушки. Его сестра Вера категорически против, поэтому Тодд в ночи берёт своего верного пса Инди и отправляется загород. Как только они прибывают на место, собака чувствует неладное, но Тодда не пугает ни странное поведение Инди, ни жуткий запах в подвале и общая заброшенность здания, где уже много лет никто не жил из-за историй то том, что мол в доме обитает призрак. С похвальным энтузиазмом он берётся за облагораживание помещения.
Классическая для жанра завязка в фильме Бена Леонберга не выглядит заезжанной, благодаря неординарной оптике. Все события, происходящие на экране, зритель видит, словно от лица или со спины Инди. Это полностью меняет взгляд на историю. Такое режиссёрское решение имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, призма собачьего восприятия добавляет жути — ведь пёс не обладает научными знаниями о мире, поэтому для него даже колыхание ветра в занавеске или мигающий из-за перебоев с электричеством свет лампы уже может предвещать что-то страшное. И да, скримеров тут немного, но все они завязаны как раз на том, что пёс не может осознать на уровне разума, а чувствует исключительно интуицией. С другой же стороны, ближе к финалу начинаешь уставать от нижнего ракурса, из-за которого никак не можешь получить полную картинку.
Смена оптики оказывает и значительное влияние на драматургию. По сути весь тот ужас, который творится в доме, это метафора совершенно реального и неотвратимого события, с которым придётся столкнуться Инди. Для Тодда же ничего сверхъестественного не происходит (его ужас внутри), так как он не видит, не чувствует того, что и пёс. Раскрутить такой сюжет сложнее, поэтому хронометраж картины всего ничего по современным меркам — около 75 минут. Зато заскучать точно не придётся. Впрочем, экшен всё равно начинается почти в конце. Большую часть занимают похождения Инди, его тревожные сны и редкие тёплые моменты общения с хозяином.
Заслуженно получил свою награду пёс Шона Леонберга. Поразительно, как это милейшее существо выдаёт именно те эмоции, которые нужны в моменте. Инди веришь на все сто, поэтому градус переживаний за пёселя зашкаливает. Так и хочется обнять его и защитить от всех опасностей, подстерегающих его в жутком доме. Инди здесь — настоящий главный герой, который, как умеет слагает свою историю, хотя назвать его надёжным рассказчиком, конечно, сложно. Хозяин собаки Тодд — на втором месте. В большинстве сцен мы, как и Инди, не видим его лица, а в некоторых эпизодах из-за особенностей восприятия собаки оно и вовсе затемнено.
«Глазами пса» использует новаторский подход к жанру, но не совершает прорыв, так как помимо необычного основного персонажа в остальных аспектах весьма традиционен. Впрочем, это кино покоряет зрителей своей искренностью: милые вставки с видеозаписями времени, когда Инди был щенком, его трогательная преданность своему человеку, безусловная любовь и готовность кинуться на помощь в любую минуту, чтобы защитить от зла — всё это не даёт никакой возможности остаться равнодушным к фильму.
Фото: Вольга