Как Гильермо дель Торо научил нас любить монстров
Гильермо дель Торо – один из самых самобытных современных режиссёров. В его работах часто сплетаются мистика, фэнтези и хоррор, создавая жутковатый, но завораживающий коктейль – мир, где чудовища оказываются человечнее людей.
Он родился 9 октября 1964 года в Гвадалахаре, Мексика. Воспитывала будущего режиссёра бабушка – ультраконсервативная католичка. Его страсть к чудовищам, фольклору и кинематографии с ранних лет определила будущую карьеру. Гильермо дель Торо закончил Институт наук, а искусству грима и спецэффектов учился у легендарного голливудского мастера Дика Смита, работавшего в том числе над фильмом «Изгоняющий дьявола».
В 1980-е годы он основал компанию «Некропия», занимавшуюся созданием спецэффектов. В дальнейшем постановщик будет стараться использовать в своих лентах минимум графики, реализуя свои задумки с помощью реквизита и грима. Примерно в это же время дель Торо снял несколько короткометражных фильмов, включая «Донью Лопе» и «Геометрию», а также участвовал в работе над мексиканским телесериалом ужасов «Отмеченное время», где выступал и как сценарист, и как режиссёр. Настоящим прорывом стал его дебютный полнометражный фильм «Хронос» – история о древнем устройстве, дарующем бессмертие, но со страшными последствиями. Картина получила несколько премий «Ариэль», мексиканского аналога «Оскара», и Гран-при в Каннах. Уже в этом фильме проявились все характерные черты его стиля – мрачная атмосфера, монстры и пронзительный гуманизм.
После успеха «Хроноса» автор переехал в Голливуд, где снял научно-фантастический хоррор «Мутанты», рассказывающий о мутировавших насекомых, угрожающих человечеству. Затем режиссёр вернулся к более личным темам в фильме «Хребет дьявола» – призрачной драме о Гражданской войне в Испании, сочетающей историзм с мотивами сверхъестественного. Фильм принёс ему признание критиков и утвердил статус мастера метафорического ужаса с социальным подтекстом.
В те годы дель Торо тесно сотрудничал с Альфонсо Куароном и Алехандро Гонсалесом Иньярриту, с которыми образовал неофициальный союз «Три амиго». Позже режиссёр обратился к экранизациям комиксов: в фильмах «Блейд 2», «Хеллбой: Герой из пекла» и «Хеллбой II: Золотая армия» он продемонстрировал своё умение снимать не только пугающие и мистические, но и более развлекательные массовые картины, не теряя своего стиля. Монстры в его интерпретации – не злодеи, а существа, в которых отражаются человеческие страхи, одиночество и желание быть понятыми и принятыми.
Заслуженный триумф пришла к режиссёру после выхода «Лабиринта фавна» — мрачной сказки, сплетённой с трагической историей о послевоенной Испании. Фильм получил три премии «Оскар» и стал одним из самых признанных произведений XXI века. В нём автор создал параллельный мир, где магия и чудовища становятся метафорой травм, оставленных войной, а фантазия – единственным способом выжить.
В 2013 году дель Торо вновь обратился к масштабному жанровому кино, но в этот раз – навеянному японской поп-культурой, и снял «Тихоокеанский рубеж» – эпическую историю о гигантских роботах, сражающихся с чудовищами из глубин океана. Следующий фильм, «Багровый пик», оказался признанием в любви готическому роману: история о страсти, призраках и разрушительном притяжении была отмечена за изысканную визуальную эстетику и роскошные декорации.
Вершиной карьеры стала картина «Форма воды» – нежная и трагическая история любви между немой уборщицей и человеком-амфибией. Фильм получил четыре премии «Оскар», включая награды за лучший фильм и режиссуру, и окончательно закрепил за Гильермо дель Торо репутацию визионера, способного превращать чудовищ в символ любви.
В 2021 году он снял «Аллею кошмаров» – мрачную нуарную притчу о человеческих слабостях и самообмане. Несмотря на скромные кассовые сборы, картина получила четыре номинации на «Оскар» и высокие оценки критиков за атмосферу и работу актёров. А уже в 2022 году режиссёр представил миру «Пиноккио» – покадрово анимированный фильм, переосмысливший классическую сказку в духе антивоенной истории о свободе, отцовстве и утрате. Лента принесла ему очередной «Оскар» и доказала, что даже в анимации он остаётся верен своим темам — поиску человечности в несовершенстве.
Гильермо дель Торо активно выступает и как продюсер. Он поддержал такие проекты, как «Ведьмы», «Мама» и «Книга жизни», а также создал сериалы для Netflix — антологию ужасов «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» и мультсериал «Охотники на троллей: Истории Аркадии». Постановщик также принял участие в документальном сериале «История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном», в котором обсуждал с автором развитие жанра фантастики и его влияние на зрителей по всему миру.
Сегодня в арсенале режиссёра – три премии «Оскар», три BAFTA, два «Золотых глобуса» и «Золотой лев» Венецианского фестиваля. В 2018 году журнал Time включил Гильермо дель Торо в список ста самых влиятельных людей мира, а в 2019-м он получил звезду на Аллее славы. Его стиль вдохновлён готической литературой, классическими хоррорами, комиксами и мексиканским фольклором.
В 2025 году на Венецианском фестивале показали новый фильм Гильермо дель Торо «Франкенштейн». Картина выходит в ограниченный прокат 17 октября, а позже будет доступна на Netflix. Сегодня его творчество продолжает вдохновлять авторов, художников и зрителей по всему миру, доказывая, что чудовища – это не источник страха, а зеркало человеческой души.
Фото: Dark Horse Entertainment, New Line Cinema, Legendary Pictures, Esperanto Filmoj, Bull Productions