Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

Как работает вселенная «Аватара» Джеймса Кэмерона

Кадр из к/ф «Аватар»

К выходу третьей части «Аватара» вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном, оформилась как детализированный мир, сочетающий научную фантастику с элементами экологии, биологии и культурной антропологии. Действие франшизы разворачивается в середине XXII века, когда человечество, истощив ресурсы Земли, начинает экспансию системы Альфа Центавра. Там и находится Пандора, ставшая ареной конфликта между корпоративной цивилизацией людей и миром, живущим по совершенно иным законам.

Пандора: мир, который живёт своей жизнью

Пандора — это луна газового гиганта Полипема, находящаяся в системе Альфа Центавра. Она меньше Земли и обладает более слабой гравитацией, что напрямую влияет на местную биологию: растения и животные вырастают до гигантских размеров, а сама среда выглядит агрессивной и враждебной для человека. Атмосфера Пандоры токсична для людей, без дыхательных масок они могут находиться на планете всего несколько минут.

Кадр из к/ф «Аватар»

Поверхность луны поражает разнообразием: густые леса, горные хребты, океаны, рифы, вулканические территории. Одной из ключевых особенностей Пандоры являются залежи анаптаниума — редкого минерала, ради которого человечество и начинает разработку территории. Он же объясняет аномальные природные явления вроде парящих гор.

При этом Пандора не выглядит дикой, скорее гармоничной. Почти всё живое здесь связано между собой: растения реагируют на прикосновения, животные действуют как часть единой системы, а биолюминесценция делает ночной мир не менее насыщенным, чем дневной.

Кадр из к/ф «Аватар»

На’ви: не просто аборигены

На’ви — коренной разумный народ Пандоры, высокие гуманоиды с кошачьими чертами. В отличие от практически всей фауны планеты, они имеют четыре конечности, а не шесть, а также только одну пару глаз. На этот счёт существуют фанатские теории эволюции и даже гипотезы о том, что На’ви также могут быть пришельцами. Но во многом это объясняется необходимостью создать инопланетян, заметно отличающихся от людей, но при этом достаточно привлекательных, чтобы романтическая линия Джейка (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салдана) не вызывала отторжения.

Их общество устроено племенным образом и строится вокруг принципа баланса с природой. На’ви не используют металл, сложные механизмы и не стремятся к накоплению ресурсов — всё это считается нарушением естественного порядка.

Кадр из к/ф «Аватар»

Главная особенность На’ви — способность к нейронной связи, называемой цахейлу. С её помощью они соединяются с животными, партнёрами и священными деревьями, получая доступ к коллективной памяти и опыту прошлых поколений. Это не метафора, а реальный биологический механизм, который лежит в основе их культуры, веры и социальной структуры.

Эйва — центр всей системы

В сердце всего находится Эйва. Для На’ви она Великая Мать, но по сути — глобальная биологическая сеть, объединяющая всю флору и фауну Пандоры. Эйва хранит память умерших, поддерживает баланс экосистемы и в критические моменты способна реагировать на угрозы, словно иммунная система планеты.

Связь с Эйвой осуществляется через особые места силы, такие как Дерево Душ и Дерево Голосов, где На’ви могут обращаться к предкам.

Кадр из к/ф «Аватар»

Кланы На’ви: разные взгляды на один мир

Несмотря на общую веру в Эйву, На’ви не являются единым народом. Они живут кланами, каждый из которых сформировался под влиянием окружающей среды и собственного исторического опыта. Лесной клан Оматикайя, знакомый зрителям по первому фильму, живёт в тесной связи с джунглями и духовными традициями, делая ставку на сохранение устоявшегося баланса. Меткайина из «Пути воды» — океанический наро. Их культура, тело и образ жизни буквально подстроены под воду. Например, хвост более плоский и мускулистый, чтобы было удобнее грести под водой, глаза более крупные и имеющие двойное веко, защищающее при плавании.

Кадр из к/ф «Аватар: Путь воды»

Третья часть вводит клан Мангкван, Народ Пепла. Это сообщество, сформировавшееся в вулканических землях после катастрофы, разрушившей их прежний дом. В отличие от других, они отвернулись от Эйвы, считая, что она оставила народ в момент бедствия. Их культура строится вокруг огня, силы и выживания любой ценой, а сами они готовы использовать человеческие технологии и оружие. Появление Мангкван впервые показывает — мир На’ви не является морально однородным, а вера в Эйву может быть поставлена под сомнение.

Кадр из к/ф «Аватар: Пламя и пепел»

Люди, корпорации и программа «Аватар»

Человечество в этой вселенной показано как цивилизация, зашедшая в тупик. Земля истощена, социальное расслоение достигло предела, а ключевые решения принимают корпорации. Главным игроком на Пандоре становится RDA — компания, занимающаяся добычей анаптаниума.

Кадр из к/ф «Аватар»

Чтобы договориться с местными жителями, была создана программа «Аватар»: тела, на основе ДНК человека и На’ви. С помощью специальной аппаратуры люди могут подключаться к своим «аватарам» и спокойно передвигаться по планете и общаться с местными. Изначально проект был научным и дипломатическим, но быстро превратился в инструмент колонизации. На планете также находится огромная военная база, и когда диалог перестаёт работать, компания делает ставку на грубую силу.

Кадр из к/ф «Аватар»

Как работает вселенная в целом

Вселенная «Аватара» построена на принципе жёсткой взаимосвязанности. Любое вмешательство в природный или социальный баланс Пандоры вызывает ответную реакцию. Именно поэтому конфликт в «Аватаре» выходит за рамки классической фантастики и становится размышлением о колониализме, экологии и ответственности человека. Каждая новая часть расширяет этот мир, показывая новые среды обитания и новые формы сосуществования с Эйвой, но не снимает главный вопрос: имеет ли человек право считать себя хозяином всего, до чего может дотянуться.

Кадр из к/ф «Аватар: Путь воды»

Фото: 20th Century Fox Film Corporation