Кино как послание для каждого

24 октября в Петербурге завершился 35-й международный кинофестиваль «Послание к человеку». На Торжественной церемонии закрытия, которая прошла в Александринском театре, были названы имена победителей, а на следующий день прошёл повторный показ фильмов, завоевавших призы. Северная столица попрощалась со смотром до следующего года, а тем временем организаторы сообщили, что Эхо фестиваля пройдёт в Москве, Екатеринбурге, Перми, Владивостоке и Казани с 15 ноября по 15 декабря.
Наша редакция делится впечатлениями от смотра.
Стирая границы между fiction и non-fiction
В этом году как никогда чётко в международном конкурсе прослеживалась тенденция к смешению документалистики и художественного кино. Часто на выходе из зала возникал вопрос: а какое кино мы только что посмотрели? Насколько оно реально? Насколько оно вымышлено? Этот тренд всё больше усиливается в мировом кинематографе, делая документалистику всё больше зрительской и понятной широкой аудитории.
На открывающей пресс-конференции организаторы смотра говорили о том, что если раньше было много фильмов, герои которых всматривались в себя, то сейчас документальное кино в первую очередь пытается осмыслить то, что происходит вокруг — выходит за рамки внутреннего к отношениям человека с внешним миром и непростыми обстоятельствами. Особенно громко звучало это в фильмах конкурса с ярко выраженной антивоенной тематикой — «Истории израненной земли», «Комендант», «09/05/1982», «Новое начало».
Тем временем в Национальном конкурсе одержал победу фильм, обладающий абсолютным гуманистическим посылом, «Приключения реального самурая в мире катастроф». Режиссёр Лида Канашова рассказала историю своего сына Вальки — для него каждый день представляет собой настоящую борьбу, ведь помимо ДЦП у мальчика ещё есть проблемы со зрением. Валька не падает духом, а храбро идёт навстречу всем неприятностям и верит в лучшее. Кино чуткое и человечное, рассказывающее историю, которое искренне трогает зрителей.
«Новая волна» и другие мировые хиты
Во внеконкурсных программах собралось больше количество фильмов, требующих обязательного внимания. Самой хитовой, как и в прошлом году, оказалась программа «Двойные вершины». В неё вошли: «Новая волна» Ричарда Линклейтера, «Воскрешение» Би Ганя и «Отражения №3» Кристиана Петцольда. Помимо того, что каждый из фильмов уже имеет за плечами громкую фестивальную историю, все они объединены необычным визуалом и оригинальным отношением к реальности. У гостей смотра была уникальная возможность увидеть все эти картины раньше их официального выхода в широкий прокат.
Запомнилась в этом году программа «Новые голоса», куратором которой выступает программный директор «Послания к человеку» Михаил Ратгауз. По его словам, изначально программа задумывалась как посвящение молодости, но постепенно главным принципом отбора фильмов для неё стала общая музыкальность, то есть «Новые голоса» стали своеобразным сложным аккордом, гармоничной симфонией в мире кино.
Одной из жемчужинок этого года в «Новых голосах» стала картина канадского режиссёра Казика Радвански «Мэтт и Мара» — лаконичная история встречи мужчины и женщины, чьи незавершённые в прошлом отношения стали причиной запутанности в настоящем. Щемящий вайб этого фильма в духе «Прошлых жизней» или «Трудностей перевода» соседствует с лёгким юмором и почти документальной естественностью нарратива.
В программе «Панорама.doc» показали один из самых громких документальных фильмов 2024 года — победителя фестиваля «Сандэнс» и номинанта на премию «Оскар»: «Саундтрек к государственному перевороту» режиссёра Йохан Гримонпре. В данном случае запутанная политическая история времён 1960-х годов о том, как был убит первый премьер-министр Конго Патрис Лумумба рассказана в такой мастерски выстроенной форме, что от экрана невозможно оторваться все два с половиной часа. Фильм словно обретает форму джазовой импровизации и с финальным аккордом взрывает всё внутри зрителя — аплодисменты становятся не просто знаком восхищения, а каким-то непроизвольным актом катарсиса, если так можно выразиться, естественным завершением этого удивительно мощного по силе воздействия фильма.
Вселенная расширяется
С каждым годом «Послание к человеку» становится всё объёмнее. Это уже не просто фестиваль с насыщенной программой, а целая культурная Вселенная, органично вписанная в городской ландшафт Петербурга и наполненная разными смыслами. В этом году в рамках смотра прошла крутая Индустриальная программа с презентацией и питчингом документальных проектов, днём экспериментального кино и лабораторией «Проект на завтра».
Привлёк внимание необычный проект «Небесный кинотеатр», который, кстати, вы ещё можете успеть посетить до 30 октября. В пространстве Левашовского хлебозавода архитектура встретилась с кинематографом под тканевым куполом, транслирующим фильмы прямо «в небо». Сама программа, которую показывали в рамках проекта, состояла из трёх концептуальных кругов, её куратором выступил Александр Зубковский.
Кроме того, на «Послании к человеку» прошёл ряд мастер-классов, цикл дискуссий «Как мы здесь оказались?», выставка «Кентравриада», встречи с Александром Петровым и Сергеем Дворцевым.
35 лет — это, конечно, солидный возраст, но фестиваль «Послание к человеку» продолжает идти в ногу со временем, чутко реагируя на тренды и актуальные запросы зрителей. В завершении смотра создалось ощущение, что некий итог подведён, и теперь впереди у «Послания» новый виток развития и поиска того самого кино, которое обязательно отзовётся для каждого.
Фото: фестиваль «Послание к человеку»


