«Крутой поворот»: мужчина в поисках адреналина
22 мая в российских кинотеатрах стартует психологический триллер «Крутой поворот». Картина была показана в прошлом году на кинофестивале в Торонто, где получила высокие оценки критиков, но немного затерялась на фоне других, более «громких» фильмов. Рассказываем, какой получилась вторая после «Чёрного дрозда» работа режиссёра Джейсона Бакстона, выросшая, кстати, из рассказа канадского писателя Рассела Вангерски.
По сюжету Джош (Бен Фостер) вместе с женой Рэйчел (Коби Смолдерс) и 6-летним сынишкой Максом переезжают загород в новый дом. Супруги довольны — дом просторный и достался им по выгодной цене. Джош строит планы, где повесит качели из колеса, а где обустроит поле для гольфа. Казалось бы, что может пойти не так? Однако прямо в первый же вечер на их лужайку влетает не справившийся с управлением на опасном повороте водитель. Страшная автокатастрофа производит сильнейшее впечатление на Рэйчел, да и малыш Макс напуган, хотя и не видел подробностей. Джош как глава семьи сохраняет внешнее спокойствие, но взволнован, пожалуй, даже больше своих родных.
Однако озабоченность Джоша сразу проявляется как-то нездорово. Он изучает соцсети погибшего парня, упивается подробностями автокатастрофы, которые публиковали СМИ. Его мысли постоянно крутятся вокруг произошедшего. Джош обнаруживает у дома дорожный знак с обозначением поворота, который зарос кустарником. Он спиливает кусты, но это не помогает, и вскоре возле их дома снова происходит авария. Для Рэйчел становится окончательно ясно, что здесь — не лучшее место для тихой семейной жизни. Однако Джош не согласен, ведь это был «дом мечты». Но мы-то знаем истинную причину нежелания главного героя менять жилплощадь. Его одержимость происходящими автокатастрофами.
Персонаж Бена Фостера — ключевая фигура, на которой держится всё повествование в фильме. С первого же появления в кадре он даёт нам почувствовать какую-то скрытую тоску Джоша. И хотя сначала они вместе с женой выглядят вполне счастливыми, главный герой то и дело застывает с бокалом в руке, глядя в никуда. Джош — мужчина среднего возраста, который явно стоит на пороге кризиса. Отношения с женой утратили былую яркость, работа тоже больше не приносит удовольствия, да ещё и обещанная руководящая должность досталась другому. Джош в перманентном режиме ощущает свою мужскую нереализованность и нехватку адреналина. Ему бы найти экстремальное увлечение, но тут как нельзя кстати начинается эта история с автокатастрофами. Потрясённый тем, что люди умирают прямо на газоне у его дома, Джош начинает думать, что он может их спасти — пока там скорая доедет до их глуши!
«Крутой поворот» — очень неспешный фильм. И в этом заключается как его слабость, так и сила. Конечно, мы ждём от триллера большей динамики, но зато здесь заданный темп развития событий даёт возможность в полной мере прочувствовать психологическое состояние героя — увидеть, как его всё сильнее захватывает в свои тиски одержимость. Из обычного, хотя и немного вымотанного, человека Джош постепенно превращается в зацикленное на своей одержимости существо. В офисе он вместо того, чтобы заниматься рабочими задачами, просматривает видеозаписи с автокатастрофами, а дома сидит на террасе в ожидании неизбежного. Он прошёл курсы первой помощи — он готов стать героем. Вот только всё выходит наоборот. Всё больше и больше отдаляясь от своих близких, Джош остаётся в полной изоляции и с головой погружается в пучину безумия.
Картина Джейсона Бакстона не зря отсылает к «Стрингеру». На протяжении фильма мы задаёмся вопросом: когда Джош переступит ту самую черту, после которой отмотать назад уже не получится? Кульминации придётся ждать до самого конца. Но финальная сцена безусловно впечатляет — опять же благодаря мощной игре Бена Фостера. Как он меняется буквально за несколько секунд, как проживает невероятный эмоциональный скачок… Резкое завершение ошеломляет, но уже спустя несколько минут приходит осознание — иначе и не могло быть.
В своей камерной работе режиссёр попытался осмыслить то, какие опасности подстерегают современного среднестатистического обывателя в ситуации кризиса. Подмена понятий и отсутствие реального интереса к своей жизни и близким стали причиной маниакальной одержимости героя. В своём «уютном» иллюзорном пространстве он чувствовал себя настоящим суперменом, а кем в итоге оказался? Впрочем, Джейсон Бакстон ответа однозначного не даёт. У нас, зрителей, остаётся пространство для манёвра относительно судьбы Джоша. Тут уже всё зависит от оптимизма и любви к людям каждого из нас.
Фото: Global Film
Что ещё посмотреть:
«Жажда славы» — мрачная спортивная драма, которая два года пролежала на полке;«Верный друг» — Билл Мюррей и Наоми Уоттс в драматической истории на фоне Нью-Йорка;
«Миссия невыполнима» — собрали рекап всех частей перед мировой премьерой финала.