Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Материалистка»: высокие цены и вечные ценности

Кадр из к/ф «Материалистка»

19 июня в российских кинотеатрах стартует «Материалистка» — новая работа постановщицы фестивального хита 2023 года «Прошлые жизни» Селин Сон, в которой мы вновь становимся свидетелями перипетий внутри любовного треугольника на фоне огней Нью-Йорка. Но на этот раз Селин Сон уходит от лирики на территорию сатиры, замаскированной в декорациях классического ромкома. Главная героиня выбирает между двумя классными мужчинами, но в обоих случаях есть свои нюансы. Рассказываем, какие — в нашей рецензии.


Профессиональный брачный агент Люси (Дакота Джонсон) живёт и работает в Нью-Йорке. Среди коллег она пользуется большим уважением — ещё бы, на счету Люси уже девять клиенток, счастливо вышедших замуж. Однако для себя Люси давно решила: на чувства полагаться так себе идея — её супруг должен быть, в первую очередь, сказочно богат. Впрочем, связывать себя узами брака Люси не особенно спешит. Её устраивает свободная жизнь без обязательств.

Однажды, как раз на свадьбе очередной клиентки, Люси знакомится с обаятельным миллионером Гарри (Педро Паскаль), который начинает галантно ухаживать за героиней. По хорошо знакомому каждой девушке закону подлости именно в этот момент на горизонте объявляется бывший парень Люси Джон (Крис Эванс) — не слишком удачливый актёр, подрабатывающий официантом. Само собой, он ещё пылает чувствами к Люси. Казалось бы, для такой прагматичной девушки как главная героиня выбор между этими двумя кандидатами будет очевиден, но всё-таки сомнения закрадываются в душу Люси.

Кадр из к/ф «Материалистка»

Дебютный полнометражный фильм Селин Сон «Прошлые жизни» получился сверхуспешным. Камерная драма о первой любви и поисках самоидентичности заслужила любовь, как критиков, так и зрителей. Однако, если «Прошлые жизни» — это лиричный рассказ, построенный на полутонах и взглядах, брошенных украдкой, то «Материалистка» — смелый манифест, который не щадит современное поколение, жаждущее в отношениях всего и сразу, но не готовое соответствовать своим же высоким требованиям. Забавные вставки с клиентами и клиентками главной героини, которые рассказывают о том, чего ожидают от потенциального партнёра, раскрывают талант Селин Сон как тонкого сатирика, способного подмечать «болезни общества».

Интересно, что Сон в начале своей карьеры сама подрабатывала брачным агентом. Именно этот полугодовой профессиональный опыт стал отправной точкой в создании истории и образа главной героини. Режиссёр отмечает, что такая работала оказалась для неё невероятно сложной, но зато она узнала о людях и их сердечных желаниях «больше, чем за всю жизнь». В одной из сцен начальница Люси говорит о том, что клиентки с ними откровеннее, чем со своими психотерапевтами, потому что процесс поиска пары воспринимается человеком как гораздо более интимный, а некоторые моменты, связанные с личной жизнью, для кого-то и вовсе являются чем-то табуированным. Наверное, отчасти поэтому Люси сначала показана как холодный профессионал своего дела. Она точно знает, какие критерии должны совпасть, чтобы образовалась пара и максимально отключает свои чувства, находясь на рабочем месте. Но, когда её клиентка Софи подвергается насилию на свидании, организованном Люси, она начинает осознавать, как высоки риски и насколько серьёзными могут быть последствия. Этот случай заставляет Люси пересмотреть и свои личные убеждения по поводу отношений.

Кадр из к/ф «Материалистка»

Однако выбор, перед которым ставит Селин Сон свою главную героиню, в реальной жизни, конечно, представить сложно. Персонаж Педро Паскаля олицетворяет собой чистый расчёт, он предлагает Люси не отношения, а взаимовыгодное сотрудничество. В своё время Гарри вложился в себя, чтобы высоко котироваться на матримониальном рынке, поэтому он чётко знает, что может дать и чего хочет взамен. С ним — самые дорогие рестораны, исполнение любых прихотей и поездки в любую страну мира по щелчку пальцев. С неё — безупречный внешний вид ежедневно, умение произвести впечатление на самую взыскательную публику, постоянное повышение своей квалификации в качестве статусной женщины. При этом Гарри ведёт себя максимально корректно и адекватно. Вроде бы всё честно — каждый вкладывается поровну в отношения, о таком мечтают многие. Но рядом с Гарри Люси ощущает лишь пустоту.

Противопоставлен ему персонаж Криса Эванса. Он как раз готов затопить Люси своими чувствами. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Собственно, Люси это прекрасно знает. Она уже прожила с ним пять лет и ушла из-за нехватки денег. С тех пор ничего не изменилось — у Джона та же машина, та же съёмная квартира, которую он делит ещё с двумя парнями, и те же подработки вместо стабильной занятости. Поначалу Люси лишь предаётся воспоминаниям рядом с Джоном, но чем больше времени они проводят вместе, тем больше в ней пробуждаются былые чувства.

Кадр из к/ф «Материалистка»

Режиссёр до последнего заставляет Люси сомневаться и даже, когда девушка всё-таки принимает решение, для нас, зрителей, Селин Сон как будто оставляет открытые вопросы о том, насколько выбор Люси был верен. В этом, пожалуй, главное отличие «романтической комедии» Сон от других подобных фильмов. Счастливый финал таит в себе такую огромную неопределённость, которой по всем законам жанра быть просто не должно. Селин Сон соблюдает формальности, но оставляет крючочки, за которые невольно хочется зацепиться, чтобы спросить: а дальше-то как? Чувство необычное, но ведь и времена классических «Красоток» и «Бриджет Джонс» давно прошли. Ромком давно нуждался в переосмыслении, и вот так оно выглядит по мнению Сон.

А если отбросить все эти условности и переизобретения, то нам очень понравилась очаровательная игра Дакоты Джонсон, которая порхает от сцены к сцене с такой непринуждённостью, словно Люси её истинное альтер-эго. Холли Голайтли и Холден Колфилд в одном лице, она — душа этого фильма, его огонёк и центр притяжения. Особенно запоминается поездка Люси и Джона загород: как они попали на чужую свадьбу и Люси, наблюдая за церемонией со стороны, безыскусно рассказала типичный путь многих современных пар — от первой брачной ночи до неизбежного развода. А потом, на поляне, освещённой тёплым светом праздничных гирлянд, состоялся важный для Джона и Люси разговор. Пожалуй, даже если бы больше в фильме не было ни одного удачного момента, только ради этой сцены стоило посмотреть «Материалистку». Почерк Селин Сон здесь во всём великолепии — искренность, которую ощущаешь мурашками по коже. И не можешь слова вымолвить, чтобы не спугнуть это чувство соприкосновения с чем-то очень личным, хрупким, потаённым.



Фото: А24/Вольга



Что ещё посмотреть:

«Память сердец» — настоящее чувство неподвластно времени;
«Здравствуй, грусть!» — новая экранизация культового романа Франсуазы Саган;
«Как стать миллионером» — всё ради любви. 


Поделиться: