«Миссия: невыполнима» — рекап всех частей
Том Круз — актёр, который близок к статусу «легенды». Он не стареет, он сам выполняет трюки, он прекрасен и в драме и комедии, но, кажется, главная его любовь — это франшиза «Миссия: невыполнима». Совсем скоро в мировых кинотеатрах выходит восьмая и последняя часть с подзаголовком «Финальная расплата». По такому случаю предлагаем вам освежить в памяти события всех предыдущих частей приключений Итана Ханта.
«Миссия: невыполнима» (1996)
Первый фильм, который знакомит нас с агентом секретной службы IMF Итаном Хантом. В 1996-ом году «Миссия» была свежей и дерзкой попыткой перезапустить шпионское кино под новую кинематографическую эпоху. Перед нами хрестоматийная экранизация сериального хита, которая в руках режиссёра Брайана Де Пальмы превращается из просто триллера в эстетский ребус, игру зеркал, масок и постоянного обмана.
Команда IMF — загадочная группа невидимок-существ-шпионов, работающих на правительство всеми немыслимыми способами: подделки, внедрения, двойные агенты. В Праге проходит операция по выманиванию предателя, которой руководит добрый отец-начальник Джим Фелпс (Джон Войт); за ним же по пятам — главный герой, молодой, худощавый и почти по-детски прозрачный Том Круз в роли Итана Ханта.
Но всё идёт не так с самого начала: за одну ночь команда уничтожена, начальник — погиб, а на Итана теперь смотрят с подозрением: мол, «крот», то есть двойной агент — это он. Каким-то чудом оставшись не только в живых, но и на свободе, Итан должен одновременно избежать преследования родного агентства (а в их глазах он изменник!), вычислить реального предателя и собрать новую команду такой же «отверженной» шпаны — француза Кригера (Жан Рено), бывшего хакера Лютера (Винг Рэймс) и таинственной Клер (Эммануэль Беар).
География — от Праги до Лондона, от сейфов ЦРУ до скоростных поездов: здесь всё пронизано визуальной филигранью Де Пальмы — необычные ракурсы, многоуровневые планы, классические сцены (в частности, взлом компьютерного зала с уязвимым датчиком пота, который тут же начал пародироваться во всех фильмах про шпионов и грабителей будущих двадцати лет). Чем дальше, тем больше слоёв лжи: кто кому двойной агент, кто почему предал, кто создал таинственный список агентов — эти вопросы нависают до самого финала: на сверхскоростном поезде, где трюки Круза окончательно превращают повествование в супергеройскую сказку.
«Миссия: невыполнима 2» (2000)
Про вторую часть проще всего сказать, что ей занимался режиссёр Джон Ву — известный мастер из Гонконга, благодаря его стилю даже самый абсурдный шпионский водевиль превращается в балет на фоне взрывов и полёта белых голубей. На этот раз Итан Хант оказывается в центре глобальной заварушки, где разворачивается почти что классическая сказка о добре, зле и неком вирусе.
Хант получает задание остановить бывшего агента IMF — злодея в исполнении Дюгрэя Скотта, чей персонаж обладает биологическим оружием под названием «Химера». Особое внимание — напарнице Итана, воровке Ние Нордофф-Холл (Тэнди Ньютон). Сюжет у фильма — чистая формальность: кто раньше доберётся до вируса и его противоядия, кто предаст, кто выстрелит первым… Но Джон Ву в первую очередь снимает не про шпионские страсти, а про борьбу тени и света, про героев, бегущих по крышам в замедленном темпе, про пальбу с двух рук и вечных белых голубей. Здесь Хант — уже не просто агент, а едва ли не супергерой: он скачет на мотоцикле, срывает маски и даже в пылу схватки словно бы подмигивает зрителю.
«Миссия: невыполнима 3» (2006)
Сюжет третьей части — дело привычное: наши герои вновь и вновь спасают мир. В большом кино дебютирует Джей Джей Абрамс, который разбавляет шпионские игры драмой личного масштаба: теперь у Ханта есть не только команда, но и невеста (Мишель Монахэн).
После яркой завязки, когда Итан, якобы ушедший на покой, обнаруживает, что его бывшая ученица захвачена неким злодеем, повествование несётся вприпрыжку по всему миру. Главный плохиш — превосходный Филип Сеймур Хоффман, его Оуэн Дэвийен пугает не внешней гротескностью, а будничной, невозмутимой жестокостью. В центре интриги — загадка «Кроличьей лапки», гиперболически опасного «Макгаффина», вокруг которого выстраивается гонка вооружений.
Команда Ханта виртуозно взламывает Ватикан (!), ворует Оуэна прямо из кортежа, а в финале ставки повышаются — в опасности оказывается супруга Итанa. Следуют погони по Шанхаю, виртуозная акробатика и, конечно, разоблачение двойного агента внутри самой IMF. Всё происходит на максимальной скорости, но с редкой для жанра попыткой говорить о человеческом, о совести и страхе за близких.
«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011)
События четвёртой «Миссии» напоминают типичную шпионскую головоломку. На этот раз отряд IMF оказывается не просто под ударом — организация признаётся вне закона после того, как её обвиняют во взрыве Кремля. «Протокол Фантом» — не столько операция, сколько вынужденное бегство: Итан Хант и его команда превращаются в изгоев, вынужденных предотвращать глобальную катастрофу без поддержки, без ресурсов и практически без надежды на успех.
Завязка проста: после неудавшейся миссии в Москве, чей финал — грандиозный взрыв среди мраморных залов Кремля, герои становятся крайними. Но остановиться некогда: загадочный Кобальт (в исполнении Майкла Нюквиста), ярый сторонник апокалипсиса, стремится развязать ядерную войну. Уровень угрозы теперь настолько высок, что собственная неуязвимость кажется призрачной даже для самого Итана, который впервые на экране предстаёт не мощным суперагентом, а человеком, который вынужден импровизировать.
Вместо привычной элитной поддержки — разношёрстная команда: аналитик-дебютант Бенджи (Саймон Пегг), мстительная Джейн (Пола Пэттон) и загадочный агент с темами из прошлого — Брандт (Джереми Реннер). Вместо роскошных гаджетов — бесконечно ломающаяся техника и изобретательность. Вместо привычного безупречного плана — непрерывная импровизация, где восхитительные провалы становятся почти что законом жанра. Фильм раз за разом меняет декорации: от пыльных переулков Будапешта к ветреным вершинам Бурдж-Халифа в Дубае — самой, пожалуй, эффектной сцены франшизы, где Круз, по слухам, и впрямь карабкается по стеклянной стене самого высокого здания мира.
«Миссия невыполнима: Племя изгоев» (2015)
Пятая часть — это уже почти притча о паранойе и одиночестве агента, оставшегося без организации, которой до сих пор служил. В режиссёрское кресло садится Кристофер Маккуорри — именно он будет снимать все последующие «Миссии». Итак, Итан Хант фактически теряет своего главного союзника — организацию IMF ликвидировали как избыточную, неэффективную и недостойную доверия. Напротив, антагонист теперь концептуален: искусно организованная теневая сеть Синдикат, альтер-эго «невидимой руки» из предыдущих фильмов. Теперь враг не злодей-маньяк, а целая армия супер-шпионов, перешедших на тёмную сторону.
Оставшись вне закона, Хант в компании сильных персонажей второго плана — на месте вечно паникующий хакер Бенджи (Саймон Пегг), вышел из тени Брандт (Джереми Реннер) и всегда здесь вечный Лютер (Винг Рэймс с Томом Крузом с первого фильма) — вынужден играть в двойную игру. Спасение государства теперь — личная миссия. Только вот задачу осложняет появление загадочной Ильзы Фауст (Ребекка Фергюсон): она то ли враг, то ли спаситель, то ли последняя надежда на то, что у шпионской этики остались границы.
Сюжет скачет по картам мира с привычной головокружительной скоростью: Венская опера — сцена арий и снайперов, погони на мотоциклах в пустынях Марокко, сафари по подземным водохранилищам, атмосфера неуверенности и тотальной слежки. Но главный конфликт — уже не между двумя странами или даже идеологиями, а между паранойей и доверием, машиной и человеком. Кто настоящий изгой: те, кто лишился всего, или те, кто возомнил себя выше закона? В финале все маски сняты: Хант всё такой же, только теперь он больше похож на израненного, но несломленного современного Дон Кихота, борющегося не с преступниками, а с самой системой недоверия.
«Миссия невыполнима: Последствия» (2018)
Шестая, пожалуй, самая выверенная и самоироничная часть франшизы предстаёт эдаким манифестом жанровой зрелости. Кристофер Маккуорри сделал кино о цене верности и ошибках прошлого. На этот раз Хант и его команда теряют плутоний в самом начале миссии. Неудача не просто угрожает репутации — теперь на кону судьбы городов, возможность ядерного взрыва в самом сердце современной Европы.
Вдогонку команде Ханта добавляют нового надзирателя — подозрительного Аугуста Уолкера (Генри Кавилл со знаменитыми усами), — и от этого фильм получает новое дыхание. Главный враг — это снова фантомы из прошлого: Синдикат, зародившийся в предыдущей серии, превращается в «Апостолов». За ниточки дёргает знакомый нам персонаж Шона Харриса, цель которого — устроить катастрофу, уничтожить надежду и бросить мир в хаос.
Ключевая интрига — не на уровне шифров и двойных агентов, а на человеческих связях. Хант снова встречает свою бывшую любовь, и перед ним встаёт неразрешимая дилемма выбора между чувством и долгом. Спасти весь мир или только одного дорогого человека — главный герой должен сделать выбор.
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата» (2023)
Шестая, седьмая, восьмая часть — счёт в этой франшизе давно сбивается. Сразу становится очевидно: Том Круз окончательно и бесповоротно превратил Итана Ханта не столько в свой шпионский экшн-аватар, сколько в символ жанра, который держится буквально на визге тормозов, рёве мотоциклов и человеческом упрямстве актёра, не желающего стареть.
На этот раз миру угрожает Искусственный Интеллект — иронично для эпохи, когда за пределами фильма мы всё больше доверяем свои секреты алгоритмам и чат-ботам. Зловещая Entitу, та самая система, просочившаяся во все мировые серверы, становится фактически невидимым главным злодеем. Единственный способ хоть как-то обуздать её — раздобыть ключ (буквально физический, из двух половинок), а за этим ключом, конечно же, охотится сразу вся планета.
Антагонист — таинственный Габриэль, связанный с прошлым Итана, что добавляет личной нотки в историю. Он действует, как посланник самой «Сущности» — безжалостно, хладнокровно, почти механически. Здесь поезда мчатся над пропастью (и Круз, само собой, лично висит на локомотиве), здесь Ватикан и пустынные аэропорты сменяют друг друга с головокружительной скоростью, здесь каждая сцена — о том, как живое кино борется то с цифровой угрозой, то с собственной мифологией.
В эпоху тотального контроля, когда алгоритм как будто знает лучше людей, что им делать, Итан Хант и его спутники отчаянно пытаются сохранить свободу воли. Уже нет чёрно-белых схем — почти каждый вынужден выбирать между личным и большим, между верностью принципам и любовью к отдельно взятым людям. В финале — точнее, перед антрактом, потому что это только часть первая — все остаются с неразрешёнными вопросами. Но, пожалуй, впервые «Миссия» так отчётливо говорит не о победе над врагом, а о необходимости не сдаться обстоятельствам, не стать винтиком системы — и остаться собой даже в мире тотальных симулякров.
Теперь осталось дождаться последнего фильма, чтобы узнать, на какой ноте попрощается с нами знаменитый Итан Хант.
Фото: Paramount Pictures