«Новая волна»: из Парижа с любовью к кино

В российских кинотеатрах стартует картина американского режиссёра Ричарда Линклейтера «Новая волна». Впервые фильм был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля — наград не получил, но зато был очень тепло принят зрителями и критиками. И это не удивительно, ведь Линклейтер снял идеальное признание в любви, понятное каждому синефилу, — к Годару, французской новой волне и кинематографу, в целом. Впрочем, даже несмотря на изысканную фабулу, лента получились по-хорошему зрительской — Линклейтер умеет зацепить внимание аудитории и рассказывать истории, которые из понятных поначалу только ему становятся к финалу близкими для каждого.
Итак, Париж, 1959 год. Молодой кинокритик Жан-Люк Годар пребывает в унынии. Все его товарищи уже сняли минимум по фильму, а у него всё никак. Наконец он решает, что время пришло и, обратившись к продюсеру де Борегару, Годар обрисовывает ему в общих чертах сюжет, вдохновлённый заметкой в криминальной хронике. Получив одобрение и скромную сумму денег, Жан-Люк берётся снимать фильм, которому предстоит совершить настоящую революцию.

Ричард Линклейтер — режиссёр со своим легко узнаваемым авторским стилем, здесь словно отказывается от своего художественного видения, перенимая во многом то, что привнёс в кино Годар. Однако эта идеально выверенная стилизация не просто уместна, а единственно верна. Как ещё можно рассказать о шедевре, если не его же языком? В каждой сцене, некоторые из которых покадрово копируют оригинал, но существуют в другом контексте, сквозит искренняя любовь постановщика к творчеству Годара, его личности и философии. При этом Линклейтер как обычно мастерски погружает нас в сюжет — постепенно и размеренно, но полностью и до конца.
Жан-Люк Годар снял свой дебют «На последнем дыхании» практически партизанскими методами, в первую очередь чтобы сократить производственные расходы, ведь денег у него было действительно в обрез. Оператору Раулю Кутару приходилось прятаться в специальный ящик на колёсах, чтобы снимать сцены на улицах так, чтобы никто не заметил. Сценарий писался перед каждым съёмочным днём, что невероятно раздражало американскую актрису и настоящую звезду той эпохи Джин Сиберг, которую Годару чудом удалось завлечь в своё кино. И финальным штрихом — рваный монтаж, которым сейчас уже никого не удивишь, а тогда, это была инновация, наверняка, разозлившая многих приверженцев классики. У Годара получился манифест не только нового направления в кинематографе, но бесшабашной юности, которой всё можно простить, и непознаваемости бытия.

В «Новой волне» годаровская эстетика приправлена изящным юмором. Процесс кинопроизводства, который лишь для самого постановщика кажется чем-то сакральным, выглядит весьма забавно, особенно когда Годара начинает передразнивать Сиберг. Линклейтер относится к наследию французского режиссёра без пиетета или пафоса, но с трогательной заботой. Это кино не претендует на то, чтобы остаться в веках, но совершенно точно в зрительских сердцах своё место займёт.
Актёрский состав «Новой волны» заслуживает отдельного «вау». Зои Дойч и Обри Дюллен органично вписались в образы Джин Сиберг и Жан-Поля Бельмондо, Гийом Марбек — вылитый Годар, а из Адриена Руйяра получился очаровательный Франсуа Трюффо, жаль, что с его участием не так много сцен.
На выходе из зала вам наверняка захочется пересмотреть «На последнем дыхании». Не отказывайте себе в удовольствии. После оммажа Ричарда Линклейтера, которому удалось передать бунтарский дух и настроение, царившее в Париже времён Годара, этот знаковый фильм откроется чуть иначе — объёмней, а может, ярче. Ведь вы сами словно побывали на съёмках, сохранив в себе речь его главных героев, образы города и беззаветную преданность искусству кино.
Фото: Canal+, Экспонента