«Одна из многих»: каким получился первый сезон сериала Винса Гиллигана

Новость о выходе нового сериала от создателя культовых «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» Винса Гиллигана взбудоражила киносообщество. Промо-компания интриговала и не давала чёткого представления о сюжете. Было известно лишь, что главную роль сыграет Рэй Сихорн, и её героиня станет единственной, кто сопротивляется вирусу повсеместного счастья, который распространился на Земле. Конечно, всё оказалось, не совсем так.
Первые две серии проекта вышли 7 ноября и сразу получили восторженные отзывы критиков. В начале декабря, когда «Из многих» ещё не вышел полностью, были объявлены номинанты на премию «Золотой глобус» — проект Гиллигана собрал несколько ключевых номинаций. Начало складываться ощущение, что «Одна из многих» во многом выезжает на репутации своего создателя и получает восторги авансом не совсем справедливо. Но вот первый сезон подошёл к концу — напомним, что их анонсировано два, а сам Гиллиган хотел бы снять четыре — и можно смело говорить о сильных и слабых сторонах сериала, который теперь, уже точно заслуженно, мы причисляем к лучшим, вышедшим в 2025 году.
Осторожно! В материале содержатся спойлеры.
Счастье для всех — коротко по сюжету
Итак, в один «прекрасный» день человечество оказывается поглощённым инопланетным вирусом, который превращает людей в единый «организм» с общим сознанием. Индивидуальность оказывается утерянной полностью — теперь никакого «я» не существует, есть только «мы». В результате примыкания погибли миллионы, но для инопланетных захватчиков — всего лишь необходимые потери. При этом сами они позиционируют себя максимально дружелюбно: никого не убивают, вегетарианцы (но тут есть важный нюанс — переработанный из трупов человеческий белок они в пищу употребляют), не могут врать и не переносят негативные эмоции. Конечно же, они считают, что только такой образ жизни является наиболее приемлемым, поэтому 13 человек, которые по неизвестным причинам к ним не примкнули, тоже должны стать частью счастливого целого.
Главная героиня Кэрол Стурка, оказавшаяся среди этих 13, не спешит слиться в едином порыве с инопланетянами, а наоборот бьёт в набат, пытаясь донести до остальных: благими намерениями вымощена дорога в ад. Однако из-за культурных различий, а большинство не примкнувших оказываются представителями восточных стран, предостережения Кэрол оказываются неуслышанными. Остальные более спокойно относятся к этому инопланетному коллективизму и не видят ничего плохого в том, чтобы так существовать.
Кэрол Стурка — противоречивый голос разума

Винс Гиллиган сделал главной героиней не самую приятную женщину — писательницу женских романов Кэрол Стурку. И Рэй Сихорн блестяще играет эту роль. Её Кэрол чересчур эмоциональна и склонна к ажитации, у неё проблемы с алкоголем, она не эмпатичная и не гибкая. В общем, как не крути, сочувствовать Кэрол действительно сложно. Но, чем больше мы продвигаемся по неспешным сюжетным поворотам, тем больше понимаем состояние персонажа. Оставшись одна, Кэрол, которая, хотя и не отличается по характеру общительностью, начинает сходить с ума — наверное, у всех нас ещё свежи воспоминания времён пандемии — и пытается сделать хоть что-то.
На доске, где она обычно выстраивала сюжеты произведений, Кэрол теперь пишет все факты о пришельцах, которые потенциально могут помочь в борьбе с ними. Периодически она обращается к списку, чтобы в минуты слабости напомнить себе лишний раз — «они едят людей».
При всей своей несовершенности Кэрол обладает мощным критическим мышлением, она способна выстраивать причинно-следственные связи и мыслить на шаг вперёд, поэтому прекрасно понимает, что под маской всеобщей любви захватчиков скрывается банальное равнодушие и желание сделать по-своему.
Гуляя по пустующему музею, героиня Рэй Сихорн в эмоциональном порыве забирает с собой картину, ведь пришельцам нет дела до искусства, а ей так хочется сохранить красоту. Кэрол не готова отказаться от своей человечности, пусть это и делает её чересчур уязвимой. В отличие от «тех многих» она способна любить, ненавидеть, ошибаться — жить, а не существовать.
А что в итоге?
Винс Гиллиган, поднаторевший в жанре научной фантастики во время своей работы над «Секретными материалами», умело выстраивает мир «Одной из многих» как пугающую и абсурдную неуютную реальность. Улыбки на лицах примкнувших выглядят неестественно и появляются лишь в те моменты, когда они общаются с Кэрол, а в глазах — пустота, которую уже ничем невозможно заполнить, ведь их по-настоящему не интересует ничего. Да, в мире прекратились войны, но ведь, собственно, и сама жизнь прекратилась. Обитая в одном пространстве и занимаясь производством белка, эти «многие» лишь выполняют функцию. Единственной известной нам целью инопланетян пока что является полное примыкание: то есть все 13 должны присоединиться. А дальше? Ведь если ничего не изменится, человечество просто вымрет.
Пожалуй, самым главным недостатком шоу можно назвать его неспешность. Гиллиган двигается в своём удобном темпе, не особо считаясь со зрителями. Но если во времена, когда выходил «Во все тяжкие», это было нормой, то сейчас выглядит настоящей роскошью. Гиллигин может себе позволить, но во втором сезоне хотелось бы всё же видеть увеличение динамики.
А пока что финальная серия выглядит как огромный клиффхэнгер, хотя одну точку невозврата Кэрол Стурка всё же проходит. Она окончательно разрывает свои отношения с представительницей пришельцев Зосей, к которой испытывала подобие симпатии на протяжении сезона, и, запросив для себя мощное средство сдерживания на случай, если «многие» захотят всё-таки обратить её против воли, возвращается к Манусосу, который продолжает свои поиски борьбы с захватчиками.
Тем не менее «Одна из многих» стал настоящим глотком свежего воздуха для поклонников оригинальных сериалов, которые мы смотрим не просто ради развлечения, но и в качестве пищи для ума. Здесь легко угадывается и сатира на современное общество с его культом позитивного мышления и метафора новой реальности, охваченной нейросетями (а именно к этому мы и идём, если судить по тому, что происходит сейчас), и попытка осмыслить наследие/влияние пандемии. При том, что Гиллиган совершенно точно не выложил на стол все карты, оставив самое интересное на будущее. Что ж, остаётся только ждать и продолжать строить теории.
Фото: Apple TV+