«Одно целое»: ещё любовь или уже зависимость

В российский прокат выходит боди-хоррор «Одно целое». Его мировая премьера состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс», где картина вызвала нешуточный ажиотаж. Главные роли в фильме исполнили актёры Дэйв Франко и Элисон Бри — супруги в реальной жизни, что безусловно добавляет этой истории о любви и созависимости ещё больше правдоподобности. Рассказываем, как «Одно целое» интерпретирует извечные проблемы взаимоотношений в нашей рецензии.
Сюжет картины строится вокруг пары, которая переезжает в уединённый загородный дом. Отправившись на прогулку по местным лесам, они находят необычную пещеру, где им приходится провести ночь из-за сильного ливня. После этого Тим ощущает сильнейшую, буквально физическую тягу, к своей девушке Милли — он словно не может существовать, если её нет рядом. Милли, которая сначала не верит Тиму и считает, что он всё преувеличивает, вскоре начинает испытывать схожие симптомы. Теперь им вместе предстоит выяснить, что же с ними происходит.
Впрочем, почему именно они попали под действие странной силы, понятно сразу. «Одно целое» начинается с прощальной вечеринки, которую Тим и Милли устроили для своих друзей перед переездом. Из их разговоров мы выясняем бэкграунд пары. Вместе Тим и Милли уже десять лет, но официально так и не поженились. Сейчас это не проблема для многих молодых людей, но очевидно, что Милли не устраивает подобное положение дел. Кроме того, бросается в глаза зависимость Тима от своей партнёрши. Он несостоявшийся инди-музыкант, продолжающий мечтать о сцене, а Милли — учительница, которая потихоньку делает карьеру и твёрдо стоит на ногах. Она явно доминирует и, возможно, немного не осознаёт силу своего влияния на Тима. Он вроде бы и не против быть ведомым, но иногда проскальзывает между ними какая-то невысказанная претензия, не озвученное напряжение.

Переезд пары загород был обоюдным решением, но понадобился он из-за того, что Милли получила перспективную должность в местной школе. Тиму всё равно где заниматься музыкой, однако внезапно друзья приглашают присоединиться к репетициям, чтобы отправиться в совместный тур, и вот уже ему начинает казаться, что Милли принудила его к тому, чего он не очень-то хотел. Более склонный к самокопанию, Тим начинает рефлексировать на тему их отношений, размышляя, а не превратилась ли их любовь в нечто иное?
Что такое любовь и что такое созависимость? А может, это одно и тоже? Режиссёр Майкл Шэнкс обращается к древнегреческому мифу о том, что изначально люди представляли собой существ, наделённых женским и мужским началом — они жили в гармонии и в качестве одного целого испытывали абсолютное счастье. Пока боги не начали завидовать им и не разделили людей на две половинки. С тех пор каждый ищет свою половинку, чтобы обрести ощущение цельности и настоящей любви. Эта история, рассказанная ещё Платоном, оказала огромное влияние на нашу культуру — вспомнить все художественные произведения, посвящённые поиску своей идеальной второй половинки, просто невозможно. В этом фильме миф интерпретируется двояко: с одной стороны, мы сталкиваемся с последователями религиозного культа, которые понимают его буквально, а с другой — на примере главных героев видим, что подобное единение в реальной жизни всё же говорит о психологических проблемах внутри пары.

Эти проблемы начинают обнажаться после посещения героями таинственной пещеры, где Тим умудрился выпить воды из подземного источника и стал козлёночком стал магнитом притягиваться к Милли. На фоне его необъяснимой потребности быть каждую минуту со своей девушкой их с Милли разногласия растут как снежный ком.
«Одно целое» хоть и заявлен как хоррор, представляет собой микс из разных жанров. Это всё-таки история любви главных героев, поэтому здесь будет много драмы. К тому же создатели не побоялись осветить нюансы отношений между Тимом и Милли в комедийном ключе. Первую половину фильма вообще хочется больше подсмеиваться над главными героями, да и, скажем честно, многие пары с большим стажем узнают в этих персонажах себя. Самые жуткие моменты начинаются уже ближе к финалу — трансформации тел здесь показаны максимально натуралистично, так, что становится физически неприятно. Боди-хоррор здесь пугает и одновременно завораживает своей ужасающей составляющей — от омерзительных сцен не оторвать взгляд.

Куда история могла привести персонажей? К единственно верному, но при этом шокирующему финалу. До последнего ждёшь чего-то другого. У Майкла Шэнкса получился хэппи-энд без хэппи-энда — такой вот когнитивный диссонанс. «Одно целое» — фильм, после которого хочется невольно хочется провести ревизию своих собственных отношений на предмет тревожных звоночков, потому что изнутри начинает грызть червячок сомнения. Пожалуй, ещё никогда кино о нездоровых отношениях не забиралась так глубоко под кожу зрителям.
Фото: Вольга