Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Падение империи»: взгляд на войну через объектив камеры

Кадр из к/ф «Падение империи»

В прокате стартовал, пожалуй, самый провокационный фильм этого года — «Падение империи» («Civil War»). Эта картина, в которой показана разделённая гражданской войной Америка, — мощная заявка на то, чтобы войти в один ряд с такими знаменитыми антивоенными произведениями, как «Апокалипсис сегодня» и «Цельнометаллическая оболочка». Разбираемся, получилось ли у режиссёра Алекса Гарленда создать бескомпромиссное пацифистское высказывание.

Главная героиня фильма — журналистка Ли, которой не привыкать работать в горячих точках, но так уже получилось, что теперь она снимает войну на территории своей родной страны. Вместе с коллегой Джоэлом (Вагнер Моура) Ли (Кирстен Данст) решает отправиться в Вашингтон, чтобы взять интервью у президента, который вот-вот перестанет им быть. По воле обстоятельств им приходится взять с собой ещё двух членов команды — опытного журналиста Сэмми (Стивен Хендерсон) из «Нью-Йорк Таймс» и совсем юную Джесси (Кейли Спейни), которая горит желанием быть такой же «крутой» как Ли, но едва ли понимает, чего это может ей стоить.

Кадр из к/ф «Падение империи»

Без всяких прелюдий мы оказываемся погружёнными в самую гущу событий. Алекс Гарленд намеренно оставляет контекст начала гражданской войны за скобками, предлагая зрителям самим догадаться о том, что послужило причиной. Всё происходящее зритель видит через объектив камер Ли и Джесси, причём буквально — некоторые, самые жуткие моменты, воспроизводятся покадрово, хирургически хладнокровно фиксируя в нашем сознании картины войны. То, что главные герои журналисты, в целом, смещает фокус повествования в нейтральную позицию. Для Ли, Джоэла и Сэмми (Джесси пока только учится у старших коллег) нет своих и чужих, правых и виноватых, злых и добрых. Они смотрят на события, не принимая ничью сторону.

«Мы не задаём [вопросы], а фиксируем, чтобы вопросы были у других».

Так формулирует свою цель Ли, однако спустя короткое время делится с Сэмми мыслями о том, что каждый раз, когда она возвращается с очередного задания, думая, что её работы станут предостережением людям, ничего подобного не происходит. В этих словах мы чувствуем разочарование, но не в профессии, а в обществе, которое не способно учиться на чужих ошибках.

Кадр из к/ф «Падение империи»

Этот журналистский фокус становится главной фишкой фильма Алекса Гарленда. Он делает его настолько достоверным, что порой кажется, будто смотришь документальное кино. А умение персонажей отключать эмоции, чётко выполняя свою работу, — особенно здорово это отыгрывает, конечно, Кирстен Данст — придаёт картине своеобразное звучание, отдающее стальным холодом на фоне пылающих вокруг пожаров и звенящих взрывов. Они будут снимать несмотря ни что, даже, если смерть встанет прямо перед их объективом, и этот диалог между Джесси и Ли тому подтверждение. Запомните его обязательно.

«— А вы снимете, как меня казнят?

— Ну а ты как считаешь?»

В этой связи при просмотре фильма возникает стойкая ассоциация с малоизвестной британской короткометражкой «Одна сотая секунды» 2006 года, где перед главной героиней, журналисткой в зоне военных действий, встаёт моральная дилемма — попытаться защитить ребёнка или сделать свой лучший в карьере снимок. Здесь очень доходчиво объясняется, почему правильный выбор — это «сделать снимок», но в то же время показано и то, какую цену придётся за него заплатить.

Но всё-таки Гарленду не удаётся сохранить нейтралитет до финала. Если вначале мы действительно не понимаем, кто тут «плохие парни», то ближе к завершению, авторская позиция кажется очевидной. Можно даже сказать, что финал «Падения империи» становится уверенным императивом, призывающим к определённым действиям. И это сложно назвать антивоенным пафосом. Вероятно, очень сложно пройти по такому тонкому льду, как моральная оценка, особенно если снимаешь кино про вымышленные события, остро коррелирующие с современностью, но в данном случае хотелось больше пацифисткой однозначности. Впрочем, насчёт одного Гарленд высказался со стопроцентной уверенностью — нельзя делать вид, что ничего не происходит и жить так, как будто тебя это не касается. Потому что при такой страусиной позиции легко не заметить, как на крышах твоего городка появятся снайперы, имеющие возможность в любую минуту подстрелить тебя просто ради развлечения.

Кадр из к/ф «Падение империи»

В остальном Гарленд снова показал себя как самобытный и смелый режиссёр и сценарист, который берётся за противоречивые сюжеты и умеет держать ритм киноповествования без провисаний, выстраивая чёткие арки и, не отвлекаясь на создание лишних смыслов. Гарленд снимает красиво. Сказывается, наверное, то, что он и сам пробовал себя в качестве художника. Некоторыми сценами «Падения империи» можно любоваться, как бы страшно это не звучало. Впрочем, то, что в ужасе видится прекрасное, известно давно — просто не у всех хватает таланта, чтобы это донести.

Отдельно стоит упомянуть актёрскую игру. Все исполнители главных ролей сыграли превосходно, но особенно хороша Кирстен Данст. Ей удалось создать глубокий образ женщины, посвятившей себя по-настоящему тяжёлой профессии, которая требует определённого цинизма и чёрствости, но не потерявшей тем не менее способность быть человеком. Её героиня Ли в какой-то момент даёт слабину и теряет самообладание, но невероятным образом снова собирается с духом, словно покрываясь невидимой броней, идёт к своей цели. Надо видеть взгляд актрисы в этот момент. Да, этот самый случай, когда игра сконцентрирована даже не в мимике, а только в выражении глаз. Однозначно, лучшая работа Кирстен Данст на данный момент.

«Падение империи» — мощный по звучанию фильм, который отнимает все душевные силы и опустошает зрителя, но вам захочется посмотреть его снова. Может, чтобы поспорить с режиссёром, а может, чтобы согласиться с ним. Одно мы знаем точно: это то самое кино, которое способно изменить что-то в каждом из нас.


Фото: А24

 

Поделиться: