Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Первый на Олимпе»: трогательная история советского чемпиона по гребле

Кадр из к/ф «Первый на Олимпе»

9 октября в прокат вышла спортивная драма «Первый на Олимпе» — история Юрия Тюкалова, чемпиона, принёсшего Советскому Союзу первое олимпийское золото. Постановщик Артём Михалков создал вдохновляющую картину, во многом говорящую не столько о спорте, сколько о преодолении травм поколения, искалеченного войной, и поиске потерянной семьи.

Перед фильмом на экране появляется плашка: «Основано на реальных событиях», но к документальности не стоит относиться слишком строго. Сам режиссёр в интервью подчёркивал, что, несмотря на реальных персонажей, многие моменты были придуманы ради большей драматургической выразительности. При этом команда действительно старалась ответственно подходить к историческим деталям — на площадке работали консультанты, следившие, чтобы всё выглядело достоверно.

Юрий Тюкалов родился в 1930 году и пережил блокаду Ленинграда. Фильм начинается с момента, ставшего для героя личной катастрофой: во время немецкого налёта отец спасает сына, успевает посадить его в лодку, приказать грести что есть сил — и погибает у него на глазах. Эта сцена задаёт внутренний конфликт персонажа: посттравматические флешбеки возвращают его к этому моменту, а путь гребца становится метафорой борьбы с собственным прошлым.

Кадр из к/ф «Первый на Олимпе»

Повзрослев, Юрий работает на заводе и однажды по объявлению приходит в секцию гребли. Там он встречает супругов Савримович (их играют Елена Лядова и Артём Быстров) — своих будущих тренеров и, по сути, новую семью. Для них сценаристы добавили несуществующую в реальности трагедию — гибель сына на войне. Этот ход делает историю теплее: Савримовичи принимают Юру как родного, а тренировки хоть и выглядят серьёзными и тяжёлыми, но продиктованы не жёстким «сумасшедшим» тренером, который хочется сломать спортсмена, а любовью, заботой и поддержкой. Постепенно герой исцеляется: в одной из сцен он гребёт по знакомому каналу и вспоминает момент, когда на этом же канале отец учил его держать вёсла. Впервые память о прошлом приносит ему не боль, а покой.

Авторы не забывают, что Тюкалов был ещё и художником: он окончил Мухинское училище. Этой стороне его жизни также уделено экранное время, но оно больше связано с любовной линией. Поступив в училище, Юра встречает встречает Шурочку (Ирина Паутова) — девушку, которую когда-то заметил из лодки в трамвайчике. Их отношения показаны деликатно, без лишней слащавости, хотя местами чрезмерная драматизация отвлекает. Дело в том, что Саша чувствует себя должной перед военным, который во время блокады посылал ей карточки на еду, благодаря которым они с матерью и выжили. Но теперь он, как бы сказали сейчас, абьюзер, пользующийся своим положением и сложившейся ситуацией, для того, чтобы затащить девушку под венец. Этот ненужный любовный треугольник выбивается из общей интонации картины.

Кадр из к/ф «Первый на Олимпе»

Впрочем, желание добавить больше поводов для переживаний портит не только любовную линию. Под конец второй трети фильм начинает провисать: обязательный «кризис» выглядит механическим, будто добавленным для галочки. Андрей Смоляков, в своей коронной роли злого номенклатурщика/чиновника/тренера, вставляющего палки в колёса отважному спортсмену, откровенно раздражает, а конфликты с его участием выглядит надуманными.

Зато актёр Глеб Калюжный в роли Тюкалова убедителен: он нервный, застенчивый, трогательный, но целеустремлённый. Такому герою невозможно не сопереживать. Пара Савримовичей — Лядова и Быстров — создают ощущение настоящего дома. Их сцены с Юрой самые тёплые, простые и честные. Между ними и Калюжным есть химия, видно — это не просто тренеры и подопечный, а люди, спасшие друг друга. Хорошо сняты сцены гребли, они динамичные, напряжённые и мощные. Единственное, что портит визуальную часть, — избыточный зеленоватый цветокор, призванный придать фильму налёт старины, но скорее уводящий его в искусственность.

В итоге, «Первый на Олимпе» — не столько фильм о спорте, сколько история о внутреннем исцелении. О том, как люди, прошедшие через войну, голод и утраты, находят в себе силы жить дальше и показывают, что самая важная победа — не на пьедестале, а внутри самого себя.


Фото: Централ Партнершип


Поделиться: