«Первый на Олимпе»: трогательная история советского чемпиона по гребле
9 октября в прокат вышла спортивная драма «Первый на Олимпе» — история Юрия Тюкалова, чемпиона, принёсшего Советскому Союзу первое олимпийское золото. Постановщик Артём Михалков создал вдохновляющую картину, во многом говорящую не столько о спорте, сколько о преодолении травм поколения, искалеченного войной, и поиске потерянной семьи.
Перед фильмом на экране появляется плашка: «Основано на реальных событиях», но к документальности не стоит относиться слишком строго. Сам режиссёр в интервью подчёркивал, что, несмотря на реальных персонажей, многие моменты были придуманы ради большей драматургической выразительности. При этом команда действительно старалась ответственно подходить к историческим деталям — на площадке работали консультанты, следившие, чтобы всё выглядело достоверно.
Юрий Тюкалов родился в 1930 году и пережил блокаду Ленинграда. Фильм начинается с момента, ставшего для героя личной катастрофой: во время немецкого налёта отец спасает сына, успевает посадить его в лодку, приказать грести что есть сил — и погибает у него на глазах. Эта сцена задаёт внутренний конфликт персонажа: посттравматические флешбеки возвращают его к этому моменту, а путь гребца становится метафорой борьбы с собственным прошлым.
Повзрослев, Юрий работает на заводе и однажды по объявлению приходит в секцию гребли. Там он встречает супругов Савримович (их играют Елена Лядова и Артём Быстров) — своих будущих тренеров и, по сути, новую семью. Для них сценаристы добавили несуществующую в реальности трагедию — гибель сына на войне. Этот ход делает историю теплее: Савримовичи принимают Юру как родного, а тренировки хоть и выглядят серьёзными и тяжёлыми, но продиктованы не жёстким «сумасшедшим» тренером, который хочется сломать спортсмена, а любовью, заботой и поддержкой. Постепенно герой исцеляется: в одной из сцен он гребёт по знакомому каналу и вспоминает момент, когда на этом же канале отец учил его держать вёсла. Впервые память о прошлом приносит ему не боль, а покой.
Авторы не забывают, что Тюкалов был ещё и художником: он окончил Мухинское училище. Этой стороне его жизни также уделено экранное время, но оно больше связано с любовной линией. Поступив в училище, Юра встречает встречает Шурочку (Ирина Паутова) — девушку, которую когда-то заметил из лодки в трамвайчике. Их отношения показаны деликатно, без лишней слащавости, хотя местами чрезмерная драматизация отвлекает. Дело в том, что Саша чувствует себя должной перед военным, который во время блокады посылал ей карточки на еду, благодаря которым они с матерью и выжили. Но теперь он, как бы сказали сейчас, абьюзер, пользующийся своим положением и сложившейся ситуацией, для того, чтобы затащить девушку под венец. Этот ненужный любовный треугольник выбивается из общей интонации картины.
Впрочем, желание добавить больше поводов для переживаний портит не только любовную линию. Под конец второй трети фильм начинает провисать: обязательный «кризис» выглядит механическим, будто добавленным для галочки. Андрей Смоляков, в своей коронной роли злого номенклатурщика/чиновника/тренера, вставляющего палки в колёса отважному спортсмену, откровенно раздражает, а конфликты с его участием выглядит надуманными.
Зато актёр Глеб Калюжный в роли Тюкалова убедителен: он нервный, застенчивый, трогательный, но целеустремлённый. Такому герою невозможно не сопереживать. Пара Савримовичей — Лядова и Быстров — создают ощущение настоящего дома. Их сцены с Юрой самые тёплые, простые и честные. Между ними и Калюжным есть химия, видно — это не просто тренеры и подопечный, а люди, спасшие друг друга. Хорошо сняты сцены гребли, они динамичные, напряжённые и мощные. Единственное, что портит визуальную часть, — избыточный зеленоватый цветокор, призванный придать фильму налёт старины, но скорее уводящий его в искусственность.
В итоге, «Первый на Олимпе» — не столько фильм о спорте, сколько история о внутреннем исцелении. О том, как люди, прошедшие через войну, голод и утраты, находят в себе силы жить дальше и показывают, что самая важная победа — не на пьедестале, а внутри самого себя.
Фото: Централ Партнершип