Плыви, «Сёрфер», и никогда не оборачивайся назад

До российского проката добрался «Сёрфер» — психологический триллер режиссёра Лоркана Финнегана («Вивариум», «Дурной глаз») с Николасом Кейджем в главной роли. Премьера фильма прошла на 77-м Каннском кинофестивале, где «Сёрфер» участвовал в программе «Полуночные показы» и удостоился 6-минтуных оваций. Действие картины разворачивается в Австралии у красивейшей Лунной бухты, куда приезжает главный герой с сыном, чтобы насладиться большой волной. Однако встреча с недружелюбными местными рушит их планы. Рассказываем, почему «Сёрфер» достоин внимания не только поклонников таланта Кейджа, в нашем обзоре.
Лоркан Финнеган начинает рассказывать свою историю весьма безобидно. Вот отец с сыном едут в машине вдоль океанского побережья. Вот они останавливаются у бухты, откуда видно дом деда героя Кейджа, который он мечтает выкупить. Всего-то нужно договориться с банком, чтобы одобрили чуть больше ипотечных средств. Отец рассказывает сыну, что из Лунной бухты открывается самый красивый вид и предлагает посёрфить.

Однако, спустившись к воде, они сталкиваются с агрессивным мужчиной, который кричит: «Не местный — не сёрфишь!». Главный герой пытается решить конфликт цивилизованно, но тщетно. Тогда в дело вмешивается главарь местных хулиганов Скалли (Джулиан Макмэхон — помните его в роли обаятельного пластического хирурга в сериале «Части тела»?), сами себя они называют бухтовиками, он популярно объясняет, что здесь чужаков не любят и предлагает найти другое место для сёрфинга.
Условно, безымянного героя Кейджа можно назвать местным, ведь он родился и вырос на этом побережье. Но в 15-летнем возрасте, после смерти отца, переехал с матерью в Калифорнию. Теперь он хочет обрести покой на родине. Его желание купить дом деда граничит с маниакальной навязчивой идеей. Как будто это сможет исправить его собственную неудавшуюся жизнь — наладить отношения с сыном-подростком и вернуть жену, которая ушла к другому и забеременела от него. В отчаянии он остаётся сидеть в своей машине на прибрежной парковке, ожидая звонка от риелтора с решением по сделке.

Воздух плавится и дрожит под палящим австралийским солнцем, а невозможность окунуться в прохладную воду сводит с ума. Главный герой мечется, загнанный в герметичный прямоугольник парковки, не понимая, что ему делать и постепенно лишается человеческого облика. Отдаёт бомжу очки в обмен на бинокль, чтобы следить за бухтовиками, теряет пиджак и обувь, оставляет бариста часы в залог за чашку кофе. Каждый день он пытается разобраться с бандой Скалли, которая, будем честны, больше похожа на секту, поклоняющуюся идеям токсичной маскулинности, но терпит одну неудачу за другой. Чем больше времени он проводит в этом лиминальном пространстве, тем сильнее размывается связь с реальностью. И лёгкое марево от жары, которое в начале проходило лишь рябью по экрану, ближе к финалу заставляет изображение почти что стекать в зрительный зал. Вместе с сёрфером мы проваливаемся всё глубже и глубже в психоделический кошмар.

Однако несмотря на то, что главный герой практически полностью дезориентирован во времени и пространстве, о режиссёре Лоркане Финнегане такого не скажешь. Фильм отличается чёткой структурой и выверенным сюжетом, который в финале красиво замыкает воедино всё и даёт новый импульс этой истории. В «Сёрфере» ничего не провисает — сюжет держит в напряжении до конца, и не оставляет открытых вопросов — Финнеган даёт нам своё авторское послесловие, пусть и в весьма философском ключе.
Безусловно основной движущей силой здесь становится актёрская харизма Николаса Кейджа. Это на сто процентов его роль, и он вживается в образ Сёрфера до физиологических тонкостей. Выпить ржавой воды из-под крана в туалете, слизнуть разлитую газировку с асфальта, отведать убитую им же крысу — да, чёрт возьми, он всё это делает так, что зрителям невозможно не ощутить отвращение. И хотя в последние годы у Кейджа было много крутых и громких ролей (от «Героя наших снов» до «Собирателя душ»), в «Сёрфере» он как будто вернулся на зарю своей карьеры. Через внешние изменения он сумел передать глубокую внутреннюю трансформацию героя. И этот процесс проживания Кейджем эмоций — от отчаяния до гнева и неминуемого катарсиса — невольно завораживает.
«Сёрфера» можно охарактеризовать как трип на грани сновидений и яви — филигранно выстроенный с помощью мастерской работы оператора и дурманящего сознание саундтрека. А можно — как серьёзное социальное высказывание, обнажающее всю неприятную подноготную закрытых мужских сообществ с их иерархией, неоправданной жестокостью и откровенно устаревшими взглядами на мир. Но самое главное Лоркан Финнеган снял очень атмосферный и продуманный до мелочей фильм, который обязательно станет крутым киноопытом и заставит покопаться во всех слоях этой истории, чтобы решить, какие выводы сделать для себя.
Фото: Global Film