«Сентиментальная ценность»: каждому из нас нужен дом

В российских кинотеатрах идёт «Сентиментальная ценность» — новая работа режиссёра Йоакима Триера, получившая Гран-при в Каннах в этом году и 19 минут зрительских оваций. История двух сестёр и их безалаберного отца, которые пытаются наладить отношения после смерти матери, покоряет с первых кадров своей искренностью и чуть небрежной, но при этом бьющей точно в цель (наши сердца) драматургией.
Главные героини картины — сёстры Нора (Ренате Реинсве) и Агнес (Инга Ибсдоттир Лиллеос). Когда они были маленькими, отец, известный режиссёр Густав Борг (Стеллан Скарсгард), ушёл из семьи. Взросление девочек происходило без его участия в семейном доме, где выросло не одно поколение, и где их мама, психотерапевт, вела свою практику. Дом, кстати, здесь такой же полноправный персонаж — можно даже сказать, во многом ключевой. После смерти матери Густав возвращается, но не просто для того, чтобы поддержать дочерей, а, преследуя свою собственную цель. Он хочет предложить Норе, театральной актрисе, сыграть главную роль в своём новом фильме.

Однако Нора отказывается даже читать сценарий. В отличие от дипломатичной Агнес, она не может совладать с обидой на отца, оставшейся с детства — и это совершенно не удивительно, ведь именно на её плечи легла забота о младшей сестре, пока мама переживала болезненный разрыв. Да и по характеру Нора более чувствительная и склонная к рефлексии, что помогает ей в актёрской профессии, но не в личной жизни. Столкнувшись с яростным отчуждением Норы, Густав уезжает во Францию, где проходит ретроспектива его творчества, и здесь случайно знакомится с начинающей голливудской звёздочкой Рэйчел Кемп (Эль Фаннинг). Именно ей Густав предлагает в итоге сняться в своём кино.
Густав Борг планирует использовать для фильма свой семейный дом и вовсю готовится к съёмкам. Таким образом в нарратив «Сентиментальной ценности» вплетается ещё одна важная сюжетная нить — кинематографическая. Мы увидим разные моменты кинопроизводства: от рекламной фотосессии и интервью, до читки сценария и репетиций отдельных сцен. Это ответвление не утяжеляет композицию, а наоборот — с помощью условно отстранённого ракурса придаёт главному конфликту картины больший объём. В итоге именно искусство становится той движущей силой, которая способствует примирению героев с собой и друг другом.

Как мы уже упоминали выше, важным участником событий является дом Боргов. Именно его поэтичным описанием начинается «Сентиментальная ценность» — и не проникнуться им просто невозможно. Интерьеры этого жилища хочется рассматривать и рассматривать. Кажется, что в каждой детали можно ощутить душу этого дома, а в его шорохах и скрипах — услышать дыхание. Сделано это настолько мастерски, что не выглядит надуманным или лишним. Дому отводится ровно столько экранного времени, чтобы он не оттягивал чересчур много внимания на себя, но при этом цеплял зрителей на свой невидимый крючок. Дом — это ведь не просто жилище, это чувство, это целостность — то, что нужно каждому из нас в трудные и счастливые времена.
«Сентиментальная ценность» — кино, о котором можно говорить бесконечно долго, а можно нежно молчать, сохраняя его внутри себя. Йоаким Триер снял деликатную картину о людской неидельности и о том, что нужно быть добрее к себе и своим близким. Доверять чувствам, а не убегать от них. Оставляя за скобками драму, режиссёр остался верен лёгкой интонации, разбавляя повествование как светлыми, так и просто невероятно смешными моментами. Название как будто предполагает, что фильм вызывает желание всплакнуть, но тут скорее другое… «Сентиментальная ценность» словно зажигает внутри огонёк, который не пылает, но уютно теплится, и этим ощущением после просмотра безумно хочется поделиться с другими.
Фото: Mer Film/A-One
Что ещё посмотреть:
«Франкенштейн»: рождение нового мифа — обсуждаем экранизацию романа Мэри Шелли;«Очень странные дела» — краткий разбор всех сезонов;
«Дорогая, я уменьшаюсь» — большое путешествие в микромир.