Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Северная станция»: всё иначе, когда солнце не садится

На премьере фильма Северная станция


На фестивале «Новое движение», который сейчас проходит в Великом Новгороде в рамках основного конкурса состоялся показ фильма режиссёра Сергея Овечко «Северная станция». Это непростая история, которая предлагает зрителям посмотреть на культуру отмены под иным углом. Каким получился полнометражный дебют постановщика — рассказываем в нашей рецензии.


Главная героиня «Северной станции» молодая женщина Света. Она живёт одна, работает в океанариуме и проводит редкие ни к чему не обязывающие ночи с мужчинами из дейтинговых приложений. Однажды к ней приходит бывшая однокурсница и рассказывает, что их преподавателя обвинили в харассменте и она пишет об этом статью. Она предлагает Свете рассказать правду о том, что было между ней и Павлом Рудиным на биологической станции, где они когда-то проходили практику. В смятении Света начинает вспоминать события прошлого десятилетней давности, и эта рефлексия запускает цепочку событий в ее настоящем.

Зрителям предлагается взглянуть на то, что происходило между Светой и Рудиным глазами совсем юной студентки и проанализировать с позиции травмированной взрослой женщины — такой, какой Света в итоге стала. Для актрисы Дарьи Алыповой — это была, безусловно, сложная рабочая задача, с которой она справилась очень тонко. Ей удалось показать свою героиню в двух временных плоскостях и передать все нюансы эмоций, как проявленных, так и подавленных, которые испытывает Света. Трансформация героини Алыповой считывается не только в поступках, но и во всем образе — до едва уловимых движений, взглядов, речевых оборотах. Ей удалось рассказать свою Свету честно - без надрыва, но с напряжением, раскрыв одновременно ее ранимость и смелость отстоять своё мнение. Алыпова создала настолько мощный характер, что он стал своеобразным внутренним стержнем картины.

Насколько цельной получилась Света, настолько же противоречивым вышел персонаж Максима Севриновского — преподаватель Рудин. Он искреннее не понимает, почему по его душу собирается университетская комиссия по этике, и не чувствует вины. Рудин не вызывает ни сострадания, ни даже жалости. Однако когда мы смотрим на него глазами Светы, то становится хотя бы понятно, почему конкретно она стала сомневаться — на чьей стороне будет выступать. Авторитетный преподаватель, под чьим крылом мечтают пройти практику самые амбициозные студенты, Рудин при этом показан человеком, обладающим весьма пластичной моралью, который видит лишь то, что хочет видеть он сам. Рудин обладает какой-то извращенной эмпатией и умеет считывать скрытые потребности и слабые места других, используя это в своих целях. Мы не знаем, что он сам чувствует в те переломные для Светы моменты, когда она начинает ощущать их особенную близость, но совершенно ясно, что для него всё это значит гораздо меньше, чем для героини.

Дополнительную глубину отношениям между Светой и Рудиным придает место действия - биологическая станция, которая находится вдали от цивилизации — на берегу Белого моря. Здесь не садится солнце - полярный день, и температура совсем не летняя - приходится ходить в свитерах и куртках. Здесь царит ощущение безвременья и кажется, словно ничего больше не существует — лишь череда деревянных домиков, да причал, откуда на моторках они выезжают изучать морских глубины. «Северная болезнь», — говорит Рудин. И это правда. У Светы не любовь, не чувства, а лишь нездоровая зависимость, которая усиливается многократно с каждой белой ночью, когда солнце катается по небу, создавая полное ощущение сюра и иллюзии, что возможно всё. Но всё это будет биться стеклами внутрь — практика закончится, к Рудину приедет жена с ребенком, а к Свете автобус, забирающий обратно, на большую землю.

Кадр из к/ф «Северная станция»


«Северная станция» — это кино полемичное, вызывающее споры и разногласия, однако нам кажется, что главное в нём всё-таки другое. Этот фильм затрагивает тему, которую обычно принято замаливать, да ещё и рассматривает её не с обличительной позиции, а с попытки разобраться и понять, что стоит за нарочитой агрессией культуры отмены.

Важно, что прямых ответов «Северная станция» не даёт, но зато даёт главной героине право поступить так, как она считает для себя, если не правильным, то хотя бы комфортным. Потому что можно осознать всё внутри себя, прожить, пережить, пережевать, но не так и не решиться вынести всё на потребу публике, и это тоже решение, которое нужно уважать. А вот соглашаться или нет — личный выбор каждого.

Определённо, «Северная станция» украсила основной конкурс фестиваля «Новое движение». Это сильная работа с грамотной режиссурой, снятая в аскетичной эстетике, но при этом не лишенная красивых метафор. Фильм, достойный быть представленным в широком прокате. 

Фото: Геннадий Авраменко, фестиваль «Новое движение»