Скромное обаяние «Прошлых жизней»
В российский прокат выходит один из главных фильмов прошлого года — дебютная драма Селин Сон «Прошлые жизни». Лента побывала на многих фестивалях — от Сандэнса до Межуданродного кинофестиваля в Сиднее, а буквально накануне получила главную награду и приз за лучшую режиссуру премии «Независимый дух». Как этой камерной истории удалось завоевать огромную любовь зрителей по всему миру — рассказываем в нашем материале.
Когда На Ён было 12 лет, её родители приняли решение эмигрировать в Канаду. Так она стала Норой Мун, оставив в Сеуле своё детство и мальчика по имени Хэ Сон, с которым они были неразлучны. Спустя 12 лет Нора нашла Хэ Сона в соцсетях, и между ними завязалась оживлённая переписка, но встретиться они так и не смогли. А ещё через 12 лет Нора, уже будучи замужем за американским драматургом, получает весточку от Хэ Сона, который собирается прилететь в отпуск в Нью-Йорк. Может ли встреча спустя 24 года кардинально изменить жизнь героев?
Фильм Селин Сон — своеобразный автофикшен, режиссёр признавалась, что в её собственной жизни была такая история, и она легла в основу сценария. Сублимация переживаний, вылившаяся в творческий порыв, всегда сильнее задевает за живое. Сон удалось найти сразу несколько точек соприкосновения со зрителями. Кто-то скажет, что это фильм о первой любви, кто-то возразит — о поисках культурной идентичности, а кто-то добавит — это о сожалениях по «неизбранной дороге». И каждый будет прав, потому что в лакунах между главными героями заложены все эти смыслы. Да, как у многих азиатских кинематографистов, долгое молчание, паузы и недомолвки говорят у Селин Сон громче, чем замысловатые диалоги типичного европейского кино.
Жизнь Норы в Америке дала ей всё, к чему она стремилась и о чём мечтала. Но почему всё выглядит так, словно это просто практичный расчёт — переехать в Ньй-Йорк, найти мужчину, поскорее выйти замуж, чтобы получить грин-карту… Приезд Хэ Сона будоражит рутину Норы, заставляя её взглянуть назад и задать себе вопрос: «А что если, я в своё время сделала бы другой выбор?» Да, в детстве она не могла поступить иначе, но в 12 лет назад, когда Нора была ещё беззаботной студенткой, кто мешал ей позволить себе встретиться с Хэ Соном?
Для Норы этот парень из прошлого — не просто «тот самый мальчишка», в которого она была по-детски влюблена. Он человек одного с ней менталитета. И пусть Нора, живя в западном обществе уже много лет, переняла соответствующие ценности, внутри она всё равно осталась корейской девочкой, которая переживала и плакала по любому поводу. И Хэ Сон понимает её без слов, когда они просто сидят рядом, даже не касаясь друг друга. Ему не нужно объяснять, что такое «Инь-Ён», с ним легко — между Норой и Хэ Соном не лежат пласты культурных различий, они видят сны на одном языке.
Главные роли в фильме исполнили Грета Ли и Тео Ю, знакомый российскому зрителю по фильму Кирилла Серебренникова «Лето», где он сыграл Виктора Цоя. В роли мужа Норы — Джон Магаро. Актёрская игра здесь строится на едва уловимых полутонах и оттенках — чуть опущенные уголки губ Греты Ли, придающие её улыбке печаль, скованность движений рук Тео Ю, взгляд Джона Магаро, полный любви к своей жене. В некоторые моменты фильма начинаешь даже испытывать чувство неловкости — кажется, словно подглядываешь за самыми интимными и важными моментами чужой жизни, настолько всё естественно получилось в этом актёрском тандеме.
«Прошлые жизни» сравнивают с «Трудностями перевода» Софии Копполы, «Любовным настроением» Вонга Кар-вая и фильмами Ричарда Линклейтера, но несмотря на некую схожесть, только тихий фильм Селин Сон вытаскивает наружу всё то, что мы прячем глубоко в себе, страшась лишний раз заглянуть в тёмные уголки души. Вместе с Норой, которая наконец позволяет проявить чувства, расплакавшись на плече у мужа, мы словно тоже решаемся задать себе вопрос: «А что было бы, если я…?» Но ведь ответ всегда есть, а дело только в том, готовы ли мы принять его, взяв ответственность за свой выбор.
«Есть в корейском языке слово «Инь-Ён», которое значит «провидение» или «судьба». Так говорят про отношения между людьми. Думаю, это что-то из буддизма и реинкарнации. Если двое незнакомцев проходят мимо друг друга на улице и их одежда соприкасается, значит, что-то их связывало в прошлой жизни. Если двое женятся, то говорят, что между ними существует 8000 слоёв «Инь-Ён».
Фото: А24
Что ещё посмотреть:
Не только пески «Дюны» — тайны и загадки фантастических планет;Кино, в которое невозможно не влюбиться — любимые фильмы редакции;
«Рецепт любви» — страсть и кулинария на юге Франции.