«Стальная хватка»: трагическая история семьи фон Эрих
Картина Шона Дуркина захватывает зрительское внимание буквально с первой минуты. Открывающая сцена представляет собой жестокую схватку Фрица фон Эриха, где он использует свой фирменный боевой приём, давший название фильму. Далее повествование переходит к главному герою ленты Кевину, старшему сыну Фрица, который рассказывает, что над его семьёй нависло проклятие.
Всё дело в том, что первый сын фон Эрихов погиб при ужасных обстоятельствах в детском возрасте. Шестилетний Джек случайно схватился за оголённый провод — после удара током ребёнок упал в лужу и захлебнулся… Именно этот случай породил слухи о «проклятии», которые в дальнейшем стали подтверждаться следующими друг за другом смертями братьев фон Эрих. В реальности их было шесть — Джек, Дэвид, Кевин, Керри, Майк и Крис. В фильме мы увидим только четырёх братьев.

Главная роль Кевина фон Эриха досталась Заку Эфрону. Режиссёр Шон Дуркин отмечал, что после встречи с Эфроном, он сразу понял, что Зак справится идеально.
«У Зака очень доброе и любящее сердце. Поэтому я мечтал, чтобы он воплотил в персонаже и свои собственные черты. Ведь Кевин и Зак во многом похожи. В них обоих столько доброты и любви, жизнерадостности, тактичности и вдумчивости».
Кевин фон Эрих — не просто главный герой «Стальной хватки», но ещё и рассказчик этой истории. Повествование в фильме ведётся от первого лица, поэтому все события мы «видим» глазами Кевина. И Зак Эфрон прекрасно справляется со своей задачей — быть стержнем картины. Мощный и суровый, как римский гладиатор, на ринге, в обычной жизни — в общении с братьями, матерью, будущей женой Пэм — он предстаёт совсем другим: понимающим, добросердечным и даже чувствительным. Эфрон раскрывает свой актёрский талант совсем с другой стороны, создавая глубокий образ человека, который мечется между навязанными отцом паттернами поведения «настоящего мужчины» и своим собственным желанием создать семью и жить спокойной жизнью.

Но не только Зак Эфрон блистает в «Стальной хватке». У фильма получился действительно крутой актёрский тандем, в котором каждый выложился, наверное, на все двести процентов. В роли главы семейства брутального Фрица фон Эриха — Холт Маккэллани («Охотник за разумом», «Гнев человеческий», «Бойцовский клуб»). Его жену Дорис сыграла Мора Тирни, ей удалось идеально воплотить образ женщины, стоически переносящей удары судьбы, но отличающейся при этом каким-то странным холодным равнодушием и нежеланием бороться за жизни своих сыновей. Остальных братьев фон Эрих воплотили Харрис Дикинсон (Дэвид), Джереми Аллен Уайт (Керри) и Стэнли Саймонс (Майк). Особенно запоминается Уайт, который мастерски сыграл отчаяние своего героя, не видящего для себя выхода из замкнутого круга судьбы.

Условно фильм можно поделить на две части. Первая — напоённая солнечным светом и запахом свежескошенной травы — рассказывает о братской любви, настоящей дружбе, единстве душ. Дэвид и Кевин выступают как рестлеры, Керри готовится к Олимпиаде, не зная, что в 1980 году США решит бойкотировать Игры, а Майк учится в колледже и мечтает стать музыкантом. Но всё меняется вместе со внезапной смертью Дэвида в японском турне. Фильм постепенно начинает наполняться тьмой, зияющими дырами пустых рингов, звуками глухих ударов, знаменующими собой неотвратимость фатума. И среди всего этого ужаса остаётся Кевин, который из всех сил пытается остаться человеком и вырастить достойных сыновей.

По словам Шона Дуркина, он хотел создать «настоящую древнегреческую трагедию», действие которой разворачивается в современном мире. И ему это удалось. Здесь есть мощный внутренний конфликт, промысел невидимых богов и вера в силу человеческого характера несмотря ни на что. «Стальная хватка» — это не привычное зрителю спортивное кино о победе над собой и обстоятельствами, а многогранная история, в первую очередь, о семейных узах, которая отличается какой-то особенной честностью и трогательным голосом, отзывающемся в сердце.
И, когда умирает Керри, оставив записку со словами о том, что он хочет скорее встретиться с братьями, возникающая, словно видение перед ослеплённым горем разумом Кевина, картина того, как младший брат переплывает реку на лодке, совсем не выглядит каким-то клише. Наоборот, в этот момент как никогда понимаешь, насколько у Шона Дуркина получилось настоящее кино, несущее в себе мощный гуманистический посыл.
Да, это очень грустная история — тревожная, местами жестокая и мрачная — но финал заставит вас улыбнуться, пусть даже сквозь слёзы, которые невозможно сдержать. А существовало ли проклятие, которое удалось преодолеть одному лишь Кевину, или в череде трагических смертей стоит винить чересчур авторитарное воспитание отца и безразличие матери — это каждому предстоит решить самостоятельно.
Фото: А24