Студия «Мельница»: здесь работают люди, которые «в душе остались детьми»
Самая крупная независимая студия анимационного кино в России «Мельница» отмечает в 2024 году 25-летие. За это время «Мельница» выпустила на экраны 22 полнометражных фильма, 918 эпизодов сериала и получила более 350 наград, в том числе на главных анимационных фестивалях в Анси, Загребе и Аспене. Также у студии три номинации на «Оскар» за короткометражные мультфильмы. А зрительскую любовь к мультфильмам «Мельницы» ничем не измеришь — настолько она велика.
В преддверии такого серьёзного, взрослого, юбилея мы побывали на студии «Мельница» — посмотрели весь процесс производства мультфильмов, узнали некоторые профессиональные секреты и поговорили с режиссёром мультфильма «Три богатыря и Пуп Земли» Константином Феоктистовым.
С чего всё начиналось?
В далёком 1999 году Александр Боярский, нынешний продюсер «Мельницы», и продюсер Сергей Сельянов организовали на «Леннаучфильме» студию озвучания. Там же, в цехе мультипликации, работал в тот момент аниматор Константин Бронзит. Вот так — в коридорах «Леннаучфильма» — и родилась идея создать студию анимации. А название пришло само собой — просто здание находилось на улице Мельничной.
Первыми проектами молодой студии стали сериал «Волшебник Изумрудного города» и полнометражный мультфильм «Карлик Нос», который вышел в прокат в 2003 году к началу весенних каникул. Он стал первый российским анимационным фильмом, который показал неплохие кассовые сборы для той эпохи, отлично прошёл на профильных фестивалях, собрав множество наград, полюбился зрителям и пополнил ряды классики отечественной анимации.
Студия Мельница сегодня
Сейчас анимационная студия «Мельница» занимает собственное здание. Скромное и даже строгое снаружи, но яркое и озорное внутри: здесь повсюду развешена постеры с любимыми персонажами, а сами стены выкрашены в разные цвета: зелёные — на первом этаже, где происходит озвучание, розовые стены на втором этаже с 3D графикой, а синие — на третьем этаже, где делают 2D мультфильмы.
Многие художники работают на студии по 10-15 лет, а некоторые и все 25. Как рассказывает супервайзер «Мельницы» Елена Кобзарь, у них есть даже своего рода династии, когда на студию приходят работать уже дети сотрудников. Отличительной особенностью студии является то, что здесь руководитель любого уровня — это практикующий художник, который разбирается во всех нюансах процесса, понимает, как строится работа на любом из этапов, и что-то может сделать сам. Безусловно такой подход влияет на атмосферу внутри команды — ведь каждый сотрудник может спокойно подойти к своему начальнику и обсудить все волнующие его творческие и технические вопросы.
Вот что говорит режиссёр Константин Бронзит о работе на «Мельнице»:
«На «Мельнице» живут и работают люди, которые в душе остались детьми. И это не просто красивая метафора. Мультипликация сродни детской игре. Мы все играем в детство, и у нас это хорошо получается. И многие успешные предприятия начинались с авантюры, с детской безбашенности. В хорошем смысле этого слова. На грани возможного, на вере в себя, на энтузиазме. Так часто рождается что-то великое. И «Мельница» — прекрасная тому иллюстрация.
Секреты создания мультфильмов
Над созданием одного мультфильма работа идёт параллельно, что значительно убыстряет процесс производства и позволяет студии выпускать свои продукты точно в срок.
Создание мультфильма — это сложный, многоступенчатый процесс, который можно разделить на несколько этапов.
— Написание сценария
— Аниматика – создание черновой версии мультфильм
— Работа художника-постановщика над эскизами персонажей и локациям
— После этого работа раздваивается. Над локациями продолжает работать отдел фонов, где делается черновой вариант графики с заложенной линией горизонта и важными объектами фона, с которыми взаимодействуют персонажи. К таким объектам относятся, например, двери
— Одновременно в игру вступают художники по персонажам. Они приступают к обкатке персонажей, то есть обкрутке со всех сторон. Это делается для того, чтобы персонаж на всех этапах работы был одинаковый. Для персонажей создаётся линейка, в которой они все должны одинаково соотносится друг с другом.Сейчас на студии как раз идёт работа над шестой частью мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк». Художник-лейаутист Кира рассказала вкратце, чем они занимаются:
«Для того, чтобы аниматор приступил к работе, нужно, чтобы персонажи соответствовали обкатке, чтобы они точно были по линейке выстроены. Для этого и существует отдел лаутов, чтобы во всех, даже сложных локациях — вид сверху или снизу — все персонажи выглядели одинаково».
После лейаутистов работу над мультфильмом продолжают художники-аниматоры.
Студия «Мельница» — одна из немногих студий, где ещё рисуют на кальке. Затем рисунки переносят в компьютер, где уже обрабатываются специальными программами.
Художник-аниматор Оксана показала нам забавную вырезанную сцену с Бабой-Ягой из мультфильма «Три богатыря и Пуп Земли», а также сцену с Конём Юлием из итогового варианта. Как и, наверное, большинство сотрудников «Мельницы», Оксана горит своей работой — её вдохновение и любовь к создаваемым персонажам чувствуется по тому, как она рассказывает о своей работе — с гордостью и теплом.
После аниматоров мультфильм попадает на прорисовку. В этом отделе все шероховатые линии аккуратно прорисовываются и замыкаются — работа эта очень тонкая и кропотливая. Именно отдел прорисовки считается своего рода кузницей, откуда потом сотрудники «растут» до других отделов.
Именно после прорисовщиков материал попадает на заливку. Здесь каждый кадр заливается вручную. Этот процесс требует внимательность и практически математической точности. Художники берут номера цветов из палитры и заливают по отдельности каждую деталь.
И финальным этапом работы над мультфильмом становится композ, когда собирается воедино всё, чтобы уже получить итоговую картинку, которую зритель увидит на экране.
А что там по 3D?
Хотя, в первую очередь, мы знаем и любим 2D проекты «Мельницы», 3D анимацию здесь тоже делают — активно и успешно. Например, новый полнометражный мультфильм про Лунтика, над которым сейчас работает режиссёр Константин Бронзит, будет в 3D.
Как мы уже говорили, 3D проектам отведён целый этаж, где художники также параллельно работают над созданием мультфильмов. Расскажем немного о нюансах создания 3D анимации.
У 2D и 3D анимации есть несколько общих этапов создания. Это написание сценария, создание аниматики, эскизов и линейки персонажей. Ну а далее уже идут отличия. Для того, чтобы персонаж появился в 3D, нужно создать его модель на компьютере. После этого отдельно делают динамику волос и тканей. Этим занимается специальный отдел, который так и называется — отдел симуляции тканей и волос. Создание одного персонажа в 3D занимает по времени от 1 до 3 месяцев. Это командная работа пяти разных специалистов.
Таким образом, самое сложное — создать персонажей и локации. А далее работа над 3D мультфильмом идёт значительно быстрее.
Озвучка — как отдельный вид искусства
После того, как мультфильм полностью нарисован, остаётся ещё один немаловажный этап — озвучание. Под это дело на «Мельнице» выделен этаж. Нам удалось побывать сразу в трёх рабочих пространствах: студиях речевого и шумового озвучания, а также в зале перезаписи.
Студия речевого озвучания
Именно сюда приходят актёры, среди которых Сергей Маковецкий (озвучивает Князя в «Трёх богатырях»), Елизавета Боярская (озвучивает Бабу-Ягу), Никита Ефремов (озвучивает Ивана в «Иване Царевич и Серый Волк»), Михаил Боярский (озвучивает Кота Учёного в «Иване Царевиче и Сером Волке»), чтобы подарить голоса своим героям.
Однако и тут не всё так просто. Оказывается, запись диалогов происходит два раза. Изначально, когда создаётся аниматика, то режиссёр своим голосом наговаривает диалоги за всех персонажей. В этот момент главное, чтобы была понятна ритмика и настроение. И только когда уже готово изображение, приходит черёд актёров. Каждый из них слушает в наушниках текст, который читает режиссёр, и повторяет его с характерными интонациями и экспрессией.
Студия шумового озвучания
В студии шумового озвучания происходит запись всех звуков, которые мы слышим в мультфильме. Занимается этим специальный человек — актёр шумового озвучания. Именно он создаёт с помощью магнитофонной ленты шум травы, а с помощью видеомагнитофонной — шум листвы. Как вы думаете, с помощью чего делают цокот конских копыт? С помощью двух половинок кокоса! А скрип снега под ногами с помощью небольшого мешочка с крахмалом. Любой предмет, который здесь лежит, может пригодиться в совершенно неожиданный момент.Ходят разговоры о том, что студии шумового озвучания с каждым годом становятся всё более невостребованными, и скоро всё заменит искусственный интеллект. Однако пока что ИИ в этом деле далеко до совершенства. Нейросеть может подставить звук шагов, если на экране видно, как персонаж идёт, но если изображение ног отсутствует, то задача становится для ИИ непосильной.
Зал перезаписи
Здесь звукорежиссёр собирает воедино из картинки, музыки, шумовых эффектов и реплик персонажей финальный продукт, который зритель будет смотреть в кино. Именно поэтому зал представляет собой идеальный кинотеатр — это сделано для того, чтобы звукорежиссёр во время работы мог себе представить, как всё будет слышать зритель во время просмотра.
«Три богатыря и Пуп Земли» — новый мультфильм «Мельницы» на экранах с 28 декабря
Самый свежий мультфильм «Мельницы» выходит в широкий прокат уже 28 декабря. Зрителей ждут новые приключения любимых героев — отважных трёх богатырей. Константин Феоктистов, режиссёр «Трёх богатырей и Пупа Земли» поделился с нами некоторыми подробностями нового мультфильма и рассказал, в чём, по его мнению, заключается секрет популярности этой франшизы.
Константин, расскажите, пожалуйста, подробнее про мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли». Сможете приоткрыть чуть-чуть завесу тайны для наших читателей и рассказать, что это за Пуп Земли такой загадочный и где его искать?
Константин: Надо посмотреть фильм, потому что так и не скажешь. Пусть это будет интрига для зрителей. Если же в двух словах говорить о сюжете, то богатыри, князь, Юлий и Горыныч попадают в такое волшебное место, куда их отправляет таинственный Пуп Земли, там живут динозавры, племена первобытные, и им нужно будет найти оттуда выход. Такая своеобразная параллельная реальность, связанная, конечно, с реальным прошлым.
Сюжет достаточно сложный. Как считаете, детям будет интересно?
Константин: Безусловно! И детям, и взрослым.
Какой по счёту это ваш фильм про богатырей?
Константин: Седьмой.
Вы не устали?
Константин: Ну вот человек работает в театре, играет постоянно «Дядю Ваню» и не устаёт. Тут также — это всегда работа с персонажами в новых обстоятельствах. Это творческий вызов.
А кто у вас лично любимый герой?
Константин: У меня все любимые герои, которые получаются живыми, интересными. Вот они любимые. Поэтому если удаётся персонажа оживить так, что он получается обаятельным, то его начинаешь любить.
Расскажите подробнее о специфике работы режиссёра именно мультипликационного фильма.
Константин: Со стороны это может выглядит статично. Ты сидишь в кресле, перед монитором — что-то делаешь. Но я, конечно, предпочитаю также лично общаться с аниматорами. Они ведь актёры — только не играют, а рисуют персонажей. Тут важно живое общение. Конечно, некоторые работают удалённо, но, в целом, то, что у нас есть студия и постоянный штат, даёт возможность более качественно работать с аниматором. Это очень важно. Все люди разные, и к каждому нужен свой подход — кого-то нужно, поругать, кого-то похвалить, кем-то восхититься, кого-то вдохновить.
В следующем году исполняется 20 лет франшизе «Три богатыря». По вашему мнению, в чём же секрет популярности этой истории?
Константин: На мой взгляд, и за что я и люблю «Богатырей», это не просто калька с чего-то, с других мультфильмов, а это всё-таки продукт, взращённый из нашей национальной, российской почвы. Мы стараемся делать жизненных персонажей. И когда зритель смотрит и узнаёт себя, свою Родину, свою среду обитания — ему это близко, ему это откликается, то он, конечно, начинает сопереживать. Именно это отличает настоящее [искусство] от подделки. Я стараюсь делать работу так, чтобы она была настоящей. Думаю, что ключ к пониманию популярности «Трёх богатырей» находится в том, что это настоящее, а не подсмотренное где-то у других.
В «Трёх богатырях» помимо, собственно, главных героев Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Илья Муромца, есть их прекрасные жёны — Любава, Алёнушка и Настасья Филипповна. Не было ли идеи сделать мультфильм отдельно про их приключения?
Константин: Сейчас у нас в производстве сериал, и он как раз создаёт возможность именно «поиграться». У нас есть огромная палитра персонажей, с которыми хотелось бы делать истории. Это опять же Тихон с бабкой, жёны… Поэтому там всё будет, так как материал богатый и интересный.
На данный момент у франшизы «Три богатыря» 11 полнометражных мультфильмов и один спин-офф про коня Юлия. Зрителей ждут как минимум ещё две части — «Три Богатыря. Конец времён» и «Три богатыря. Город планеты». По словам Елены Кобзарь, давно витает идея создания мультфильма про «богатырят» — детей главных героев. Но пока Алёша, Добрыня и Илья находятся в полной боевой готовности и на пенсию уходить не собираются.
В планах на ближайший, юбилейный для студии, год выпуск полнометражного мультфильма про Лунтика, шестая часть приключений Ивана Царевича и Серого Волка, сериал про Трёх богатырей. Искренне желаем «Мельнице» неиссякаемого вдохновения и ярких творческих идей, а мы, ваши преданные зрители, всегда с радостью и с лёгким замиранием сердца от предвкушения оживающего на экране волшебства, будем ходить в кинотеатры, чтобы встретиться с любимыми героями.
Фото: Кинокомпания СТВ