Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

Студия «Мельница»: здесь работают люди, которые «в душе остались детьми»

Анимационная студия «Мельница»

Самая крупная независимая студия анимационного кино в России «Мельница» отмечает в 2024 году 25-летие. За это время «Мельница» выпустила на экраны 22 полнометражных фильма, 918 эпизодов сериала и получила более 350 наград, в том числе на главных анимационных фестивалях в Анси, Загребе и Аспене. Также у студии три номинации на «Оскар» за короткометражные мультфильмы. А зрительскую любовь к мультфильмам «Мельницы» ничем не измеришь — настолько она велика.

В преддверии такого серьёзного, взрослого, юбилея мы побывали на студии «Мельница» — посмотрели весь процесс производства мультфильмов, узнали некоторые профессиональные секреты и поговорили с режиссёром мультфильма «Три богатыря и Пуп Земли» Константином Феоктистовым.

С чего всё начиналось?

В далёком 1999 году Александр Боярский, нынешний продюсер «Мельницы», и продюсер Сергей Сельянов организовали на «Леннаучфильме» студию озвучания. Там же, в цехе мультипликации, работал в тот момент аниматор Константин Бронзит. Вот так — в коридорах «Леннаучфильма» — и родилась идея создать студию анимации. А название пришло само собой — просто здание находилось на улице Мельничной.

Первыми проектами молодой студии стали сериал «Волшебник Изумрудного города» и полнометражный мультфильм «Карлик Нос», который вышел в прокат в 2003 году к началу весенних каникул. Он стал первый российским анимационным фильмом, который показал неплохие кассовые сборы для той эпохи, отлично прошёл на профильных фестивалях, собрав множество наград, полюбился зрителям и пополнил ряды классики отечественной анимации.

Анимационная студия «Мельница»

Студия Мельница сегодня

Сейчас анимационная студия «Мельница» занимает собственное здание. Скромное и даже строгое снаружи, но яркое и озорное внутри: здесь повсюду развешена постеры с любимыми персонажами, а сами стены выкрашены в разные цвета: зелёные — на первом этаже, где происходит озвучание, розовые стены на втором этаже с 3D графикой, а синие — на третьем этаже, где делают 2D мультфильмы.

Многие художники работают на студии по 10-15 лет, а некоторые и все 25. Как рассказывает супервайзер «Мельницы» Елена Кобзарь, у них есть даже своего рода династии, когда на студию приходят работать уже дети сотрудников. Отличительной особенностью студии является то, что здесь руководитель любого уровня — это практикующий художник, который разбирается во всех нюансах процесса, понимает, как строится работа на любом из этапов, и что-то может сделать сам. Безусловно такой подход влияет на атмосферу внутри команды — ведь каждый сотрудник может спокойно подойти к своему начальнику и обсудить все волнующие его творческие и технические вопросы.

Елена Кобзарь проводит экскурсию по анимационной студии «Мельница»

Вот что говорит режиссёр Константин Бронзит о работе на «Мельнице»:

«На «Мельнице» живут и работают люди, которые в душе остались детьми. И это не просто красивая метафора. Мультипликация сродни детской игре. Мы все играем в детство, и у нас это хорошо получается. И многие успешные предприятия начинались с авантюры, с детской безбашенности. В хорошем смысле этого слова. На грани возможного, на вере в себя, на энтузиазме. Так часто рождается что-то великое. И «Мельница» — прекрасная тому иллюстрация.

Анимационная студия «Мельница»

Секреты создания мультфильмов

Над созданием одного мультфильма работа идёт параллельно, что значительно убыстряет процесс производства и позволяет студии выпускать свои продукты точно в срок.

Создание мультфильма — это сложный, многоступенчатый процесс, который можно разделить на несколько этапов.

— Написание сценария

— Аниматика – создание черновой версии мультфильм

— Работа художника-постановщика над эскизами персонажей и локациям

— После этого работа раздваивается. Над локациями продолжает работать отдел фонов, где делается черновой вариант графики с заложенной линией горизонта и важными объектами фона, с которыми взаимодействуют персонажи. К таким объектам относятся, например, двери

— Одновременно в игру вступают художники по персонажам. Они приступают к обкатке персонажей, то есть обкрутке со всех сторон. Это делается для того, чтобы персонаж на всех этапах работы был одинаковый. Для персонажей создаётся линейка, в которой они все должны одинаково соотносится друг с другом.

Сейчас на студии как раз идёт работа над шестой частью мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк». Художник-лейаутист Кира рассказала вкратце, чем они занимаются:

«Для того, чтобы аниматор приступил к работе, нужно, чтобы персонажи соответствовали обкатке, чтобы они точно были по линейке выстроены. Для этого и существует отдел лаутов, чтобы во всех, даже сложных локациях — вид сверху или снизу — все персонажи выглядели одинаково».

Художник-лейаутист Кира работает над шестой частью «Иван Царевич и Серый Волк»

После лейаутистов работу над мультфильмом продолжают художники-аниматоры.

Студия «Мельница» — одна из немногих студий, где ещё рисуют на кальке. Затем рисунки переносят в компьютер, где уже обрабатываются специальными программами.

Художник-аниматор Оксана показала нам забавную вырезанную сцену с Бабой-Ягой из мультфильма «Три богатыря и Пуп Земли», а также сцену с Конём Юлием из итогового варианта. Как и, наверное, большинство сотрудников «Мельницы», Оксана горит своей работой — её вдохновение и любовь к создаваемым персонажам чувствуется по тому, как она рассказывает о своей работе — с гордостью и теплом.

Художник-аниматор Оксана за работой

После аниматоров мультфильм попадает на прорисовку. В этом отделе все шероховатые линии аккуратно прорисовываются и замыкаются — работа эта очень тонкая и кропотливая. Именно отдел прорисовки считается своего рода кузницей, откуда потом сотрудники «растут» до других отделов.

Именно после прорисовщиков материал попадает на заливку. Здесь каждый кадр заливается вручную. Этот процесс требует внимательность и практически математической точности. Художники берут номера цветов из палитры и заливают по отдельности каждую деталь.

И финальным этапом работы над мультфильмом становится композ, когда собирается воедино всё, чтобы уже получить итоговую картинку, которую зритель увидит на экране.

А что там по 3D?

Хотя, в первую очередь, мы знаем и любим 2D проекты «Мельницы», 3D анимацию здесь тоже делают — активно и успешно. Например, новый полнометражный мультфильм про Лунтика, над которым сейчас работает режиссёр Константин Бронзит, будет в 3D.

Как мы уже говорили, 3D проектам отведён целый этаж, где художники также параллельно работают над созданием мультфильмов. Расскажем немного о нюансах создания 3D анимации.

У 2D и 3D анимации есть несколько общих этапов создания. Это написание сценария, создание аниматики, эскизов и линейки персонажей. Ну а далее уже идут отличия. Для того, чтобы персонаж появился в 3D, нужно создать его модель на компьютере. После этого отдельно делают динамику волос и тканей. Этим занимается специальный отдел, который так и называется — отдел симуляции тканей и волос. Создание одного персонажа в 3D занимает по времени от 1 до 3 месяцев. Это командная работа пяти разных специалистов.

Таким образом, самое сложное — создать персонажей и локации. А далее работа над 3D мультфильмом идёт значительно быстрее.

Озвучка — как отдельный вид искусства

После того, как мультфильм полностью нарисован, остаётся ещё один немаловажный этап — озвучание. Под это дело на «Мельнице» выделен этаж. Нам удалось побывать сразу в трёх рабочих пространствах: студиях речевого и шумового озвучания, а также в зале перезаписи.

Студия речевого озвучания

Студия речевого озвучания

Именно сюда приходят актёры, среди которых Сергей Маковецкий (озвучивает Князя в «Трёх богатырях»), Елизавета Боярская (озвучивает Бабу-Ягу), Никита Ефремов (озвучивает Ивана в «Иване Царевич и Серый Волк»), Михаил Боярский (озвучивает Кота Учёного в «Иване Царевиче и Сером Волке»), чтобы подарить голоса своим героям.

Однако и тут не всё так просто. Оказывается, запись диалогов происходит два раза. Изначально, когда создаётся аниматика, то режиссёр своим голосом наговаривает диалоги за всех персонажей. В этот момент главное, чтобы была понятна ритмика и настроение. И только когда уже готово изображение, приходит черёд актёров. Каждый из них слушает в наушниках текст, который читает режиссёр, и повторяет его с характерными интонациями и экспрессией.

Студия шумового озвучания

В студии шумового озвучания происходит запись всех звуков, которые мы слышим в мультфильме. Занимается этим специальный человек — актёр шумового озвучания. Именно он создаёт с помощью магнитофонной ленты шум травы, а с помощью видеомагнитофонной — шум листвы. Как вы думаете, с помощью чего делают цокот конских копыт? С помощью двух половинок кокоса! А скрип снега под ногами с помощью небольшого мешочка с крахмалом. Любой предмет, который здесь лежит, может пригодиться в совершенно неожиданный момент.

Ходят разговоры о том, что студии шумового озвучания с каждым годом становятся всё более невостребованными, и скоро всё заменит искусственный интеллект. Однако пока что ИИ в этом деле далеко до совершенства. Нейросеть может подставить звук шагов, если на экране видно, как персонаж идёт, но если изображение ног отсутствует, то задача становится для ИИ непосильной.

Зал перезаписи

В зале перезаписи

Здесь звукорежиссёр собирает воедино из картинки, музыки, шумовых эффектов и реплик персонажей финальный продукт, который зритель будет смотреть в кино. Именно поэтому зал представляет собой идеальный кинотеатр — это сделано для того, чтобы звукорежиссёр во время работы мог себе представить, как всё будет слышать зритель во время просмотра.

«Три богатыря и Пуп Земли» — новый мультфильм «Мельницы» на экранах с 28 декабря

Кадр из м/ф «Три богатыря и Пуп Земли»

Самый свежий мультфильм «Мельницы» выходит в широкий прокат уже 28 декабря. Зрителей ждут новые приключения любимых героев — отважных трёх богатырей. Константин Феоктистов, режиссёр «Трёх богатырей и Пупа Земли» поделился с нами некоторыми подробностями нового мультфильма и рассказал, в чём, по его мнению, заключается секрет популярности этой франшизы.

Константин, расскажите, пожалуйста, подробнее про мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли». Сможете приоткрыть чуть-чуть завесу тайны для наших читателей и рассказать, что это за Пуп Земли такой загадочный и где его искать?

Константин: Надо посмотреть фильм, потому что так и не скажешь. Пусть это будет интрига для зрителей. Если же в двух словах говорить о сюжете, то богатыри, князь, Юлий и Горыныч попадают в такое волшебное место, куда их отправляет таинственный Пуп Земли, там живут динозавры, племена первобытные, и им нужно будет найти оттуда выход. Такая своеобразная параллельная реальность, связанная, конечно, с реальным прошлым.

Сюжет достаточно сложный. Как считаете, детям будет интересно?

Константин: Безусловно! И детям, и взрослым.

Какой по счёту это ваш фильм про богатырей?

Константин: Седьмой.

Вы не устали?

Константин: Ну вот человек работает в театре, играет постоянно «Дядю Ваню» и не устаёт. Тут также — это всегда работа с персонажами в новых обстоятельствах. Это творческий вызов.

Режиссёр Константин Феоктистов

А кто у вас лично любимый герой?

Константин: У меня все любимые герои, которые получаются живыми, интересными. Вот они любимые. Поэтому если удаётся персонажа оживить так, что он получается обаятельным, то его начинаешь любить.

Расскажите подробнее о специфике работы режиссёра именно мультипликационного фильма.

Константин: Со стороны это может выглядит статично. Ты сидишь в кресле, перед монитором — что-то делаешь. Но я, конечно, предпочитаю также лично общаться с аниматорами. Они ведь актёры — только не играют, а рисуют персонажей. Тут важно живое общение. Конечно, некоторые работают удалённо, но, в целом, то, что у нас есть студия и постоянный штат, даёт возможность более качественно работать с аниматором. Это очень важно. Все люди разные, и к каждому нужен свой подход — кого-то нужно, поругать, кого-то похвалить, кем-то восхититься, кого-то вдохновить.

В следующем году исполняется 20 лет франшизе «Три богатыря». По вашему мнению, в чём же секрет популярности этой истории?

Константин: На мой взгляд, и за что я и люблю «Богатырей», это не просто калька с чего-то, с других мультфильмов, а это всё-таки продукт, взращённый из нашей национальной, российской почвы. Мы стараемся делать жизненных персонажей. И когда зритель смотрит и узнаёт себя, свою Родину, свою среду обитания — ему это близко, ему это откликается, то он, конечно, начинает сопереживать. Именно это отличает настоящее [искусство] от подделки. Я стараюсь делать работу так, чтобы она была настоящей. Думаю, что ключ к пониманию популярности «Трёх богатырей» находится в том, что это настоящее, а не подсмотренное где-то у других.

Режиссёр Константин Феоктистов

В «Трёх богатырях» помимо, собственно, главных героев Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Илья Муромца, есть их прекрасные жёны — Любава, Алёнушка и Настасья Филипповна. Не было ли идеи сделать мультфильм отдельно про их приключения?

Константин: Сейчас у нас в производстве сериал, и он как раз создаёт возможность именно «поиграться». У нас есть огромная палитра персонажей, с которыми хотелось бы делать истории. Это опять же Тихон с бабкой, жёны… Поэтому там всё будет, так как материал богатый и интересный.

На данный момент у франшизы «Три богатыря» 11 полнометражных мультфильмов и один спин-офф про коня Юлия. Зрителей ждут как минимум ещё две части — «Три Богатыря. Конец времён» и «Три богатыря. Город планеты». По словам Елены Кобзарь, давно витает идея создания мультфильма про «богатырят» — детей главных героев. Но пока Алёша, Добрыня и Илья находятся в полной боевой готовности и на пенсию уходить не собираются.

В планах на ближайший, юбилейный для студии, год выпуск полнометражного мультфильма про Лунтика, шестая часть приключений Ивана Царевича и Серого Волка, сериал про Трёх богатырей. Искренне желаем «Мельнице» неиссякаемого вдохновения и ярких творческих идей, а мы, ваши преданные зрители, всегда с радостью и с лёгким замиранием сердца от предвкушения оживающего на экране волшебства, будем ходить в кинотеатры, чтобы встретиться с любимыми героями.

Фото: Кинокомпания СТВ  

 

Поделиться: