Съёмки фильма «Ганди молчал по субботам» завершились в Петербурге
Петербург, станция метро Выборгская, подземный переход через Лесной проспект. Именно здесь снежным зимним днём команда фильма «Ганди молчал по субботам» воссоздала солнечную осеннюю пору для финальной съёмочной смены. Новый проект киностудии «Ленфильм» переходит в постпродакшн — премьеру ожидаем в этом году. О фильме уже много разговоров. Топовые актёры — Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова, Виктория Толстоганова, Анастасия Красовская; режиссёр Юрий Зайцев, обладатель «Золотого орла» за дебютный короткий метр; звание самой ожидаемой экранизации на фестивале «Читка 3.0» — всё это подогревает интерес зрительской аудитории к проекту. Редакция «Триколор Кино и ТВ» побывала на съёмочной площадке картины.
Питерская погода задаёт свой темп для работы. Организация съёмочного процесса проходит динамично — минус 4 градуса, которые ощущаются как минус 10, никому не позволяют расслабиться. Сложнее всего приходится актёрам. Марк Эйдельштейн и Анастасия Красовская репетируют сцену, которая происходила в погожий осенний день, укутавшись в толстые одеяла.
«Нам, конечно, не привыкать, — говорит Анастасия Красовская, — постоянно бывают либо досъёмы, либо подводит погода. Редко случается такое, что сезон в кино совпадает с сезоном в реальной жизни. У меня со съёмок другого проекта остался мешок термобелья, и оно сейчас всё на мне. Холодно, конечно, но что поделаешь — это часть профессии».
Своеобразным актёрским вызовом становится и то, что в финальный день проекта снимают практически самое начало истории. Такое в кинопроизводстве не редкость, однако «прыжки во времени» назад, конечно, представляют для артистов нелёгкую задачу, ведь нужно вернуться не просто к образу своего персонажа, но и к его ощущениям в начале истории, до всех трансформаций, которые обычно происходят по ходу развития сюжета.
Сценарий фильма «Ганди молчал по субботам» основан на одноимённой пьесе Анастасии Букреевой. Главный герой — 16-летний Мот (Марк Эйдельштейн), тяжело переживающий уход отца из семьи. В знак протеста он приводит домой бездомную Лизу (Дарья Екамасова) и заявляет, что будет жить с ней.
Режиссёр Юрий Зайцев ответил на наш вопрос о том, чем его увлекла эта история:
«Продюсер Андрей Апостолов принёс мне эту пьесу, и меня просто поразило, как в ней смешное и грустное, трагичное и весёлое переплетаются так естественно. Через историю 16-летнего мальчишки Мота вдруг раскрывается целое поколение — его дух, его внутренний мир.
Там много иронии, простоты, но при этом глубины и доброты. А после остаётся ощущение наполненности, как будто ты очищаешься. Именно это чувство я и хотел сохранить, когда взялся за фильм».
А вот что рассказывает о своей роли Дарья Екамасова:
«Считаю эту роль абсолютным подарком. Моя героиня повторяет только одно слово «Ганди», и выстроить на этом цепочку всех её чувств и переживаний было безумно интересно. Я всегда выбираю роли, где можно покопаться и попробовать что-то новое. К тому же я часто стараюсь поддерживать дебютантов, и то, что Юра (прим. ред. — режиссёр Юрий Зайцев) хотел именно меня на эту роль, подкупало. Я чувствовала доверие».
Также актриса поделилась историей, произошедшей с ней накануне дня, когда она получила предложение сняться в картине.
«Предложение играть эту роль пришло после того, как я в ресторане Лос-Анджелеса столкнулась с настоящей бомжихой, которая села со своими чемоданами за соседний стол. Для меня это было большим потрясением. Я смотрела на неё и думала, что же происходит у неё внутри, почему эта молодая женщина оказалась на улице, о чём она думает, что ей движет…И вот на следующий день мне поступило такое предложение, и я решила, что это судьба — отказываться нельзя».
Анастасия Красовская играет небольшую, но важную роль. Её героиня — девочка Крис из детдома, которая стала беспризорницей. При подготовке к съёмкам Анастасия провела много времени в благотворительной организации «Ночлежка», в том числе в качестве волонтёра, где пообщалась с настоящими бездомными людьми и узнала о том, с чем им проходится сталкиваться ежедневно.
«Благодаря тому, что у нас была такая тщательная подготовка к съёмкам в «Ночлежке», стало очень легко привыкнуть к образу. Многие вещи и детали я перенимала от людей, которые поделились со мной своими историями. Например, я познакомилась с интересным парнем, который в 17 лет оказался на улице, и я увидела у него огромную связку ключей — просто от всех подъездов Питера. Я подумала, что это очень классно, поэтому в кино вы увидите, что у Крис висит такая связка ключей».
Для режиссёра Юрия Зайцева это дебют в полнометражном кино, однако у него уже есть награда за первую работу — короткометражка «Материя» получила в 2019 году премию «Золотой орёл».
«Работа над этим фильмом оказалась, пожалуй, самым сложным и долгим опытом в моей жизни. Я готовил его два года, и всё это время было ощущение, что мы постоянно балансируем на грани. То не хватало денег, то не сходились графики актёров, то погода мешала. Иногда казалось, что всё разваливается: уходили люди, распадалась группа. И каждый съёмочный день — это была борьба, чтобы вообще продолжать. До самого последнего дня у меня не было уверенности, что мы сможем всё завершить. Это было как бесконечное ожидание, когда ты не знаешь, получится ли сделать следующий шаг.
Сейчас, когда этот этап наконец-то позади, я чувствую, наверное, облегчение. Было так много моментов, когда казалось, что это просто невозможно. А теперь уже можно оглянуться назад и выдохнуть. Я благодарен всем, кто остался рядом и помог дойти до финала. Без них ничего бы не получилось. Это была тяжёлая, но важная история, и я рад, что мы её прошли», — говорит режиссёр.
Мы поинтересовались у Юрия, в чём будет заключаться основной посыл картины и какой аспект он ставит на первый план:
«В этом фильме я пытаюсь говорить об умении слышать. О том, что, только замолчав, можно по-настоящему услышать другого человека. Собственно, поэтому фильм называется «Ганди молчал по субботам». Там есть сцена, которая всё это объясняет, но я пока не хочу раскрывать детали. Мне кажется, это одна из самых актуальных тем для нашего времени. Умение слышать, понимать друг друга — это то, что сегодня жизненно необходимо, особенно в контексте всего, что происходит вокруг нас.
Ещё одна важная тема фильма — это внутреннее чувство бездомности. Иногда, даже живя в красивых квартирах или в окружении, которое кажется счастливым и благополучным, человек может ощущать себя более потерянным, чем тот, кто ночует в переходе. Мы говорим об этом, противопоставляем эти два мира — внешнюю успешность и внутреннюю пустоту. Но в то же время стараемся провести между ними мостики, показать, как они рифмуются и где пересекаются. Для меня это история о том, что, несмотря на наши различия, у нас гораздо больше общего, чем кажется».
«Ганди молчал по субботам» — проект камерный. Его небольшой актёрский состав и вся съёмочная группа по-семейному сплотились за время работы. Да и оригинальный первоисточник, театральная пьеса Анастасии Букреевой, обращается как раз к теме отношений между самыми близкими людьми. Премьеру картины ждём в этом году и завершаем материал тёплыми словами Дарьи Екамасовой.
«Несмотря на то, что съёмочный процесс был очень долгим, та любовь, которая была у нас в первые дни, сохранилась до конца. Это очень важно, ценно и редко. Мне кажется, от процесса нашей работы обязательно надо получать удовольствие и любовь, потому что без этого нет смысла снимать кино. Ведь тогда это превращается в рутину. Для меня процесс съёмок без любви обесценивается, становится зарабатыванием денег. С кино как видом искусства такого не должно происходить».
Фото: Даниил Петрий/Ленфильм