Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Тогда. Сейчас. Потом»: театр человеческой жизни

Кадр из к/ф «Тогда. Сейчас. Потом»

18 сентября в российский прокат выходит фильм «Тогда. Сейчас. Потом» – последняя работа Роберта Земекиса, подарившего нам трилогию «Назад в будущее», «Форреста Гампа», «Кто подставил кролика Роджера» и множество других замечательных картин. Его новая лента – смелый эксперимент, в котором режиссёр, известный своей любовью к визуальным инновациям, например, совмещению в одном кадре реальных актёров и 2D персонажей, решил рассказать историю человечества через призму одного-единственного места.

Фильм основан на графической новелле Ричарда Макгуайра и предлагает нам повествование, где камера остаётся неподвижной, фиксируя одно пространство в разных временных промежутках. Через этот статичный кадр зритель видит множество эпох: от динозавров и коренных американцев до современных дней. Больше всего лента фокусируется на XX и XXI веке, а точнее – рассказе о трёх поколениях одной семьи. В центре сюжета – жизнь Ричарда (Том Хэнкс) и Маргарет (Робин Райт), их любовь, счастье и утраты.

Земекис использует нелинейное повествование, чтобы показать цикличность жизни и то, как в одном месте могут переплетаться человеческие судьбы. Сюжет не стремится к излишнему драматизму, благодаря чему фильм воспринимается как спокойный, медитативный рассказ о времени со всеми его радостями и печалями. История получилась такой же как сама жизнь: грустной и весёлой, трагичной и трогательной. Сцены праздников, ссор и прощаний сменяют друг друга, и автор как будто задаёт вопрос: что делает место особенным? Ответ прост – это люди, которые его населяют.

Однако из-за фрагментарного повествования некоторые второстепенные линии кажутся отрывочными, бессмысленными и незаконченными. Кажется, что если убрать их из повествования, то ничего не изменится. Эти сцены нужны для того, чтобы рассказать историю дома, а не людей, там живущих, но тут возникает конфликт – кто же всё-таки главный герой: человек или дом?

Кадр из к/ф «Тогда. Сейчас. Потом»

Наибольшее впечатление производит смелая визуальная концепция. Неподвижная камера создаёт ощущение, будто зритель находится в театре, а не в кино. Это привносит ощущение вечности: всё меняется, но точка обзора остаётся неизменной. Земекис использует технологию AI, чтобы показать Райт и Хэнкса то совсем юными, то пожилыми, но на крупных планах это создаёт ощущение «зловещей долины» – вроде бы всё хорошо, но мозг улавливает какую-то неестественность в мимике и движениях. Тем не менее, визуальная составляющая впечатляет. Декорации плавно сменяются, и каждая эпоха оживает через детали: пейзажи за окном, программы по телевизору, антикварная мебель и современные гаджеты. Ненавязчивый саундтрек Алана Сильвестри добавляет ностальгическую теплоту и отлично усиливает эмоциональные моменты.

Том Хэнкс в роли Ричарда – воплощение человека, в котором зритель может увидеть себя. Его герой проходит путь от юношеской мечтательности до зрелой рефлексии, и актёр мастерски показывает эти изменения. Робин Райт, играющая Маргарет, демонстрирует женщину, борющуюся с бытовой рутиной, но сохраняющую внутреннюю силу. Химия артистов оживляет фильм, напоминая о трогательной связи Дженни и Форреста. Из второстепенных героев хочется отметить Дэвида Финна и Офелию Ловибонд, в образе очаровательных супругов Ли и Стеллы. Несмотря на ограниченное экранное время, эти персонажи привносят в картину жизнь, наблюдать и за ними, и за деталями их эпохи – настоящее удовольствие.  

Кадр из к/ф «Тогда. Сейчас. Потом»

«Тогда. Сейчас. Потом» – это размышление о времени, памяти и хрупкости человеческой жизни. Земекис напоминает, что несмотря на смену эпох, люди переживают схожие эмоции: любовь, утрату, надежду. Лента сочетает смелость, эмоциональную глубину и простоту, благодаря чему её просмотр не превращается в квест, где ты пытаешься понять великий замысел автора, а является скорее приятным времяпровождением. Это не самая сильная работа режиссёра, но и отнюдь не провал. Фильм точно понравится тем, кто ценит нестандартные визуальные решения, любит Земекиса, Хэнкса и Райт.


Фото: Miramax Films


Поделиться: