Только Петербург, только кино
Уже четвёртый день в Петербурге проходит фестиваль «Послание к человеку». Задал тон всему смотру в этом году новый фильм культового режиссёра Вернера Херцога «Слоны-призраки», который бал показан в день открытия. Многогранная философская притча исследует не только вопросы сосуществования человека вместе с другими видами, но и заходит на территорию экзистенциальных проблем и людских устремлений, не всегда связанный с рациональным пониманием мира. Достойный выбор и впечатляющее начало фестиваля.
«Послание к человеку» — это не тот смотр, который долго раскачивается. Уже с первых дней гости погружаются в программу, насыщенную не только конкурсными показами и фильмами специальных программ. 18 октября в Новой Голландии стартовал цикл дискуссий «Как мы здесь оказались?» — его открыла дискуссия «От постистории обратно в историю. Об иллюзиях и реальностях», а в книжном магазине «Порядок слов» прошёл круглый стол «Возвращённый взгляд: любительство как модернистский опыт личной подлинности».
Одним из самых ожидаемых событий смотра для всех синефилов стал показ последней работы американского режиссёра Ричарда Линклейтера «Новая волна». Его мировая премьера состоялась в Каннах, где картина принимала участие в основном конкурсе. При полном аншлаге в Большом зале кинотеатра «Аврора» гости смотра погрузились в воссозданную с типичной для постановщика непринуждённостью атмосферу Парижа 1960-х годов, когда легендарный Жан-Люк Годар взялся снимать свой первый фильм «На последнем дыхании». Почти два часа пролетели незаметно, а на выходе из зала можно было услышать комментарии, что фильм Линклейтера — это кино очень приятное, лёгкое и поднимающее настроение.
Также подарком для киноманов стала российская премьера третьей картины режиссёра Би Ганя «Воскрешение». В широкой прокат фильм выйдет только 22 января. «Воскрешение» удостоилось специального приза жюри на Каннском кинофестивале. Первые зрители отмечали невероятную кинематографичность работы и визуальное новаторство.
Первый показ программы «Новые голоса» открыл её куратор и программный директор фестиваля Михаил Ратгауз. Он рассказал, чем примечательна картина «Огненный ветер» португальской постановщицы Марты Матеуш, над которым она работала в течение четырёх лет:
«Живая статика этого фильма позволяет перемешиваться очень многим вещам. Это фильм, для которого Марта Матеуш вспомнила своё детство. Она выросла на юге Португалии, и в своём фильме Марта сняла людей, хорошо её знакомых с детства. Это фильм, сделанный из света. Я думаю, что такой свет вы в кино не видели. Он рождает эффект интенсивного гиперрелизма. Кроме того, в фильме очень нетрадиционно изображена речь людей — здесь нет диалогов, по форме это напоминает мне старые театральные жанры вроде мистерии. И хотя я сам не всё дешифровал в этом фильме, у меня остались вопросы, которые я хочу задать Марте на Q&A, в любом случае, по-моему, это волшебное кино».
Кроме того, прошли показы международного и национального конкурсов, а также стартовал конкурс экспериментальных фильмов In Silico. С расписанием всех мероприятий можно ознакомиться на сайте фестиваля. Рекомендуем заглянуть в наш гид по фильмам, которые не стоит пропускать. Наша редакция продолжает следить за событиями «Послания к человеку».
Фото автора