Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Три тополя на Плющихе»: история создания шедевра

Кадр из к/ф «Три тополя на Плющихе»


Один из самых пронзительных фильмов советского кинематографа «Три тополя на Плющихе», как и все хорошие ленты, стоит вне времени и даже сегодня смотрится актуально, по-прежнему глубоко трогая зрительские сердца.

История создания этой картины на самом деле начинается с того момента, когда режиссёр Татьяна Лиознова услышала песню «Нежность», написанную в 1965 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Эта композиция вошла в цикл песен, посвящённый советским лётчикам. Однако творческий гений Лиозновой интерпретировал её совсем по-другому. Режиссёр загорелась идеей снять фильм по мотивам этой песни. Как часто бывает, материализовавшись из воздуха, идея начала обретать очертания и жить своей жизнью. Прорабатывая возможные варианты сценария, Татьяна Лиознова наткнулась на рассказ писателя Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». С виду банальная история деревенской женщины Нюры, отправившейся на пару дней в Москву, чтобы продать домашнюю ветчину, сразу привлекла внимание режиссёра — Татьяна Лиознова увидела в ней свой фильм.

Кадр из к/ф «Три тополя на Плющихе»

Теперь предстояло определиться с актёрами. Изначально на роль таксиста Саши Лиознова планировала пригласить популярного в те года Николая Рыбникова, но, просмотрев фотопробы Олега Ефремова, переменила решение. Актёр сразу же согласился на предложение сыграть в фильме. Чего не скажешь о Татьяне Дорониной и Вячеславе Шалевиче, исполнившем в итоге роль мужа Нюры. Тут Лиозновой пришлось применить все свои методы убеждения. Шалевич не хотел браться за персонажа неоднозначного, про которого нельзя на сто процентов сказать: «Он хороший парень». А Татьяна Доронина не видела себя в образе простой деревенской женщины. Актриса согласилась только после того, как оценила фотопробы. Вот так вспоминала о них сама Доронина:

«Я увидела фотографии — они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза… А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием “Русская женщина”».

Сам съёмочный процесс также был не из лёгких. В основном потому, что на площадке схлестнулись два волевых характера — Лиозновой и Дорониной. Женщины постоянно спорили по пустякам и не только, частенько Лиозновой приходилось уступать своей ведущей актрисе. Чего только не сделаешь ради того, чтобы получить свой личный шедевр!

Кадр со съёмочной площадки к/ф «Три тополя на Плющихе»

Кстати, ещё одной возможной проблемой могла стать Александра Пахмутова, не желавшая, чтобы её песню использовали в качестве сопровождения к истории любви крестьянки и таксиста. Лиознова показала композитору часть отснятого материала, и он по-настоящему впечатлил Пахмутову. Особенно её поразила сцена, когда Олег Ефремов слушает, как песню поёт героиня Дорониной. После этого Пахмутова не только разрешила использовать «Нежность», но и лично написала остальную музыку к фильму.

Советские зрители увидели «Три тополя на Плющихе» в 1968 году. Искренняя история любви, которая так и не случилась, сразу же пришлась по нраву зрителям. Татьяна Лиознова получила немало откликов от женщин, которые умоляли её переснять финал, дав героям право на счастье, но ни тогда, ни сейчас такое, конечно, не представляется возможным. Нюра и Саша, встретившись на миг, осветили существование друг друга внезапно вспыхнувшим чувством и ощущением полного родства душ. Нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что финал картины вышел печальным, скорее, он открыт для размышлений. Нюра вернулась домой совсем другим человеком, и, кто знает, что из этого получится…

«Как часто некоторые проживают жизнь, так и не раскрыв тех душевных богатств, которые в них таятся! И жизнь проходит… В картине нам и хотелось поразмышлять о мудрости и доброте, о способности человека видеть, что центр мироздания не только в его доме, ибо лишь понимание этого делает нашу жизнь интересной и неинтересной», — вот так рассуждала о своём творении Татьяна Лиознова.

Предлагаем вам снова пересмотреть этот камерный шедевр советского кинематографа, чтобы ещё раз почувствовать в своей душе щемящую нежность.

Фото: Киностудия им. М. Горького

 

Поделиться: