«Вечная зима» — суровая драма о том, как пережить утрату
На большие экраны выходит драма «Вечная зима», премьера которой состоялась на фестивале «Маяк». Это режиссёрский дебют продюсера Николая Ларионова, знакомого нам по фильмам «Т-34» и «Без меня». Главные роли в картине исполнили замечательные актёры Юлия Марченко и Александр Робак. Рассказываем, каким получился этот фильм, и почему стоит обратить на него внимание.
Действие фильма происходит в Магнитогорске, в начале 2000-х. Эпоха, скажем сразу, показана здесь очень точно — вместе с музыкой и ощущением того, что лихие девяностые остались позади, и для среднего класса всё наконец-то начало налаживаться. В семье сталевара Владимира и педагога Елены растёт сын Денис, который как раз переживает все трудности подросткового периода. Лучший друг хвастается своими подвигами на любовном фронте, а у Дениса безответная любовь к однокласснице Машке и мечты о чём-то большем. Однажды Дениса задирают гопники в подъезде — обычная история, но обстоятельства складываются так, что всё оборачивается настоящей трагедией. Смерть сына заставляет Владимира и Елену переосмыслить свою жизнь — смогут ли они справиться с этой утратой и начать всё заново?
Николай Ларионов выбрал для дебютной работы сложную тему — казалось бы, такая тяжёлая история может оттолкнуть зрителей, но здесь всё наоборот. «Вечная зима» — это кино, которое будет понятно самым широким кругам. Драматургия картины выстроена чётко и последовательно. Никаких лирических отступлений — в антураже уральской зимы сюжет этой истории развивается строго по законам жанра. Небольшой хронометраж фильма создаёт ощущение концентрированности событий — повествование не тормозит и не провисает.
Актёрский тандем Юлии Марченко и Александра Робака — главное достоинство этого фильма. Стоит подчеркнуть, что здесь важно именно то, как образы, созданные ими, противопоставляются в своём проживании утраты. Владимир, которого сыграл Робак, — это типичный герой, родившийся в СССР и воспитанный на принципах того времени. Он считает, что настоящий мужчина должен уметь «драться, машину водить, в карты играть, картофан чистить и мусор выбрасывать». Этому он и учит своего сына, не подозревая, что у Дениса могут быть другие представления о жизни. Впрочем, можно ли винить за это Владимира? Он лишь передаёт собственный опыт и знания, которые ему действительно пригодились. Вот только справиться с горем такие умения, оказывается, не помогают. Владимир считает, что он должен обязательно отомстить за смерть сына и начинает поиски его убийц. Вот только каждый день, потраченный на бестолковое ожидание преступников у клуба, где они, по слухам, часто бывали, отдаляет его от супруги, которой как никогда нужна поддержка.
Героиня Юлии Марченко после похорон замыкается в себе и проводит большую часть времени в комнате сына, лёжа на его кровати. Она разбирает вещи Дениса, находит его дневники — пытается разобраться, что его волновало, к чему он стремился. Елена стремиться постигнуть истинную причину случившегося и, не найдя понимания у мужа, всё больше начинает винить именно его.
Но «Вечная зима» — это история про жизнь, а значит, как это обычно бывает, виноваты одновременно все и никто. Такое было время, место, люди… Можно ли было избежать трагедии? Да, можно. Но не получилось. И теперь вместо того, чтобы мстить или заниматься самокопанием, героям нужно найти себя и научиться принять новую реальность их жизни и семьи. Режиссёр не даёт нам прямого ответа на вопрос: «справятся ли они?», но даёт надежду. Порой, это гораздо важнее.
Фото: Кинокомпания Альянс