Смотреть в приложении
Мы в социальных сетях
Связаться с нами

«Воздух» — небо, самолёт, девушки... и война

Фрагмент постера фильма «Воздух»

Припорошенная снегом колея через поле, дымящиеся воронки, застывшие грузовики, раненые и мёртвые, тревожный детский плач — перед нами середина весны 1942 года. Так начинается картина Алексея Германа-мл. «Воздух», которая переносит нас на Ладожское озеро и на печально известную «Дорогу жизни». 

Военная драма с сегодняшнего дня стартует на больших экранах. Юные и совсем необстрелянные лётчицы прибывают в смешанный авиационный полк, который обороняет небо от немецких лётчиков. На подготовку нет времени, война в самом разгаре и приходится каждый день преодолевать холод, неуверенность и страх. Нам расскажут о самых тяжёлых событиях Великой Отечественной войны: Блокада Ленинграда и Сталинградская битва. Полк под командованием героя Сергея Безрукова побывает на разных участках фронта с 1942 по 1944 годы. 

Фото из фильма «Воздух»

Перед нами не классический красочный блокбастер о войне, а действительно авторское кино, хоть и под присмотром маститых продюсеров. Пыльные аэродромы, ветра над Ладогой, одинокие серые самолёты, уставшие лица, слёзы, надежда на победу и бои, бои, бои… Главной героине Жене — в прекрасном исполнении Анастасии Талызиной — предстоит научиться убивать врага, прощать близких, найти друзей и даже любовь. При этом фильм разваливается на блоки и рассказывает отдельные истории из жизни героев: какие-то удачные, какие-то нет. Вот девушки выщипывают друг другу брови, вот матрос приносит собаку, вот лётчица зачем-то берёт в кабину самолёта новорожденного ребёнка, вот у механика дрожат руки от ветра и он криво рисует звезду на фюзеляже. 

Фото из фильма «Воздух»

Диалоги героев своей возвышенностью часто напоминают пьесу или оперу (которая здесь звучит дважды), но оставим это на авторское видение, может люди так и разговаривали в то время. Маститые актёры во главе с Сергеем Безруковым и Еленой Лядовой играют на своём должном уровне, а среди молодых артистов хочется отметить Кристину Лапшину и медсестру Марию Мельникову. 

Делался «Воздух» долго и сложно — над фильмом начали работать ещё в конце 2010-х, когда ещё не было пандемии и всех остальных событий. Съёмки велись в Ленинградской, Новгородской, Саратовской областях и в Карелии, а все воздушные сцены сняли в павильоне «Главкино», где установили гигантский, 35х12 м, LED-экран — на разработку этой технологии у Германа и его команды ушло много лет. А главное — были построены мобильные модели самолётов, и во время выполнения фигур высшего пилотажа героями играющие их актёры сидели в копиях кабин, кружились и испытывали перегрузки. Такая сложная работа не получилась бы без студийного продюсирования: Metrafilms, «Амедиа Продакшн» при участии Первого канала, Фонда кино, фонда «Кинопрайм», киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.

Фото из фильма «Воздух»

Сценарий фильма написан Алескеем Германом-младшим совместно c Еленой Киселёвой, сценаристкой, которая работала над недавними фильмами Андрея Кончаловского («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дорогие товарищи!»). Конечно, дурной тон сравнивать работу режиссёра с фильмами его знаменитого отца Алексея Германа, но по духу «Воздух» похож на «Проверку на дорогах», «Двадцать дней без войны» и на многие фильмы, снимавшиеся поколением, выросшим во времена Великой Отечественной, например, «Иди и смотри» Элема Климова. 

В одной из сцен главная героиня спрашивает мужчину в возрасте: 
— А что важнее: Родина или человек? 
— Родина, конечно. А у тебя разве не так?


Фото: НМГ Кинопрокат


Поделиться: