«Воздух» — небо, самолёт, девушки... и война
Припорошенная снегом колея через поле, дымящиеся воронки, застывшие грузовики, раненые и мёртвые, тревожный детский плач — перед нами середина весны 1942 года. Так начинается картина Алексея Германа-мл. «Воздух», которая переносит нас на Ладожское озеро и на печально известную «Дорогу жизни».
Военная драма с сегодняшнего дня стартует на больших экранах. Юные и совсем необстрелянные лётчицы прибывают в смешанный авиационный полк, который обороняет небо от немецких лётчиков. На подготовку нет времени, война в самом разгаре и приходится каждый день преодолевать холод, неуверенность и страх. Нам расскажут о самых тяжёлых событиях Великой Отечественной войны: Блокада Ленинграда и Сталинградская битва. Полк под командованием героя Сергея Безрукова побывает на разных участках фронта с 1942 по 1944 годы.

Перед нами не классический красочный блокбастер о войне, а действительно авторское кино, хоть и под присмотром маститых продюсеров. Пыльные аэродромы, ветра над Ладогой, одинокие серые самолёты, уставшие лица, слёзы, надежда на победу и бои, бои, бои… Главной героине Жене — в прекрасном исполнении Анастасии Талызиной — предстоит научиться убивать врага, прощать близких, найти друзей и даже любовь. При этом фильм разваливается на блоки и рассказывает отдельные истории из жизни героев: какие-то удачные, какие-то нет. Вот девушки выщипывают друг другу брови, вот матрос приносит собаку, вот лётчица зачем-то берёт в кабину самолёта новорожденного ребёнка, вот у механика дрожат руки от ветра и он криво рисует звезду на фюзеляже.

Диалоги героев своей возвышенностью часто напоминают пьесу или оперу (которая здесь звучит дважды), но оставим это на авторское видение, может люди так и разговаривали в то время. Маститые актёры во главе с Сергеем Безруковым и Еленой Лядовой играют на своём должном уровне, а среди молодых артистов хочется отметить Кристину Лапшину и медсестру Марию Мельникову.
Делался «Воздух» долго и сложно — над фильмом начали работать ещё в конце 2010-х, когда ещё не было пандемии и всех остальных событий. Съёмки велись в Ленинградской, Новгородской, Саратовской областях и в Карелии, а все воздушные сцены сняли в павильоне «Главкино», где установили гигантский, 35х12 м, LED-экран — на разработку этой технологии у Германа и его команды ушло много лет. А главное — были построены мобильные модели самолётов, и во время выполнения фигур высшего пилотажа героями играющие их актёры сидели в копиях кабин, кружились и испытывали перегрузки. Такая сложная работа не получилась бы без студийного продюсирования: Metrafilms, «Амедиа Продакшн» при участии Первого канала, Фонда кино, фонда «Кинопрайм», киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.
Сценарий фильма написан Алескеем Германом-младшим совместно c Еленой Киселёвой, сценаристкой, которая работала над недавними фильмами Андрея Кончаловского («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дорогие товарищи!»). Конечно, дурной тон сравнивать работу режиссёра с фильмами его знаменитого отца Алексея Германа, но по духу «Воздух» похож на «Проверку на дорогах», «Двадцать дней без войны» и на многие фильмы, снимавшиеся поколением, выросшим во времена Великой Отечественной, например, «Иди и смотри» Элема Климова.
— А что важнее: Родина или человек?
— Родина, конечно. А у тебя разве не так?
Фото: НМГ Кинопрокат