«Всё везде и сразу» в одном фильме
Что бы было с нами, прими мы в разные моменты жизни иные решения? В последнюю минуту выбрали другой университет, другую квартиру, другого партнёра? А изменилось ли бы что-то, если бы просто надели другие брюки на прогулку или таки не забыли бы купить молоко после работы? От таких простых и каждому близких размышлений отталкивались при создании своего нового фильма режиссёры картины «Человек-швейцарский нож» Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт. «Всё везде и сразу» – это история уставшей женщины Эвелин (Мишель Йео), которая однажды в самый неподходящий момент узнаёт о существовании бесконечного числа параллельных вселенных. Оказывается, в них тоже есть свои версии Эвелин, каждая из которых немножко (или очень сильно) отличается от неё самой.
Несмотря на то что дальнейшие события настойчиво подталкивают Эвелин к активным действиям, сама она себя чувствует никудышной героиней. В отличие от персонажей кинокомиксов или многочисленных фантастических боевиков она никак не возьмёт в толк, за что ей это проклятие. Эвелин уже слишком стара для этого дерьма, слишком погружена в свою реальную рутину, чтобы стать Гарри Поттером или Питером Паркером. Между спасением вселенной и решением проблем с налоговой она уверенно выберет последнее.
К счастью для зрителя, выбора героям таких фильмов не предоставляют, и Эвелин всё же приходится вникнуть в тонкости организации мультивселенной, а также узнать про таинственного врага, хаотично изничтожающего людей во всех существующих вселенных. Для борьбы с легко угадываемым злом героиня учится экстренно приобретать навыки своих версий из параллельных жизней. В основном, конечно, для сюжета пригодятся только боевые искусства, однако ради парочки гэгов можно будет позаимствовать и кое-что ещё. Как водится, на итоговый исход событий повлияет не только и не столько обучение измеримым навыкам борьбы, как переосмысление собственной жизни, ценностей и приоритетов.
В первую очередь «Всё везде и сразу» – это одновременно ироничный и трагический гимн запоздалой самоидентификации. Это размышление о путях выхода из так называемого кризиса среднего возраста, когда все самые важные жизненные решения, кажется, уже позади, и остаётся только принимать их последствия. К началу фильма Эвелин сколотила на пару с мужем свой бизнес – не самый успешный, воспитала взрослую дочь – в отношениях с которой нет ни доверия, ни искренности, сохранила первый и единственный брак – с, кажется, опостылевшим мужчиной, осталась заботливой дочерью для старика-отца – у которого безуспешно пытается заслужить одобрение. Очень тяжело, почти физически болезненно при таком раскладе признавать, что так и не стала счастливой, что все прожитые годы, видимо, были зря, что все принятые решения оказались неверны. Даже гарантированно имея в будущем несколько десятилетий жизни в запасе, сложно начинать поиски себя с нуля. А что если этих десятилетий и не будет?
Фантастическое приключение Эвелин становится для неё 4D-психотерапией, возможностью увидеть в реальном времени, что было бы если – и дальше по списку. Очевидное со стороны становится откровением, когда дело касается собственной жизни: никакого «нуля» посреди пути нет, абсолютно все решения неверными быть не могут, а тупик кажется таковым исключительно в двухмерном мире. Человеческая жизнь продолжается каждую секунду – и она не кончена, пока сердце бьётся, даже если кажется, что менять всё уже поздно.
Кван и Шайнерт, оседлав безусловно модную тему мультивселенных, использовали её для проработки старых добрых взрослых проблем, причём буквально взрослых. И хотя в XXI веке тревожность самореализации сильно помолодела, благодаря двадцатилетним звёздам и миллиардерам, особенно сильно она всё же наваливается на людей, много лет посвящающих себя одной и той же работе и одной и той же (неблагодарной) семье.
Кстати, нормализация двустороннего диалога с близкими – ещё одна важная задача для Эвелин, Квана и Шайнерта. Недоверие в семье, неумение ценить своих родных как отдельных личностей, а не как часть своего собственного сообщества – основная сюжетообразующая проблема. Конфликты Эвелин с мужем, дочерью и отцом хоть и имеют разные поводы, но абсолютно идентичны в плане предпосылок. Что важно, именно наличие в этой конфликтной цепи отца снимает часть ответственности с главной героини. Несмотря на ужасающую, но тонко высмеянную последовательность в своём неуважении к мужу и дочери, она оказывается в роли жертвы, когда речь идёт уже о её отце. Неумение наладить отношения с самыми близкими здесь не грех конкретной героини, а, по мнению сценаристов, системная проблема, порочный круг, когда-то запущенный предками. Это наследие наших родителей, которые они передают нам, а мы – нашим детям.
Эти не слишком сложные, но очень серьёзные и даже печальные темы облекаются создателями в яркую упаковку из спецэффектов, экстравагантных костюмов и уморительных скетчей. «Всё везде и сразу» мимикрирует под марвеловский боевик – и справляется с этим фокусом довольно неплохо. Точно так же, как и популярные кинокомиксы, лента Квана и Шайнерта старательно и ежесекундно развлекает, походя развивая основную мысль. Правда в отличие от отточенной диснеевской формулы их фильм строится не вокруг истории или персонажей, а вокруг концепта. Оттого так сложно пересказать, чем же именно занимались главные герои на протяжении двух с лишним часов хронометража. Их приключения и разговоры не только не линейны, но в какой-то момент начинают ходить по кругу. Кажется, что кульминационный момент осознания произошёл, но в следующей же сцене героиня портит всё, а потом заново понимает уже понятое. Иронично, что в киногероине в этом случае раздражает ровно то же самое, что и в реальном человеке. Когда думается, что ошибки учтены, выясняется, что на одни и те же грабли некоторые будут наступать раз за разом.
Так Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт умудрились создать самый психологически достоверный из всех самых по-фантастически нереальных фильмов. Это изобретательный, смелый, визионерский эксперимент, одновременно наглый и деликатный. Сам этот фильм буквально является «Всем везде и сразу». Высокобюджетный авторский монстр Франкенштейна, слепленный из всех бывших у них в наличии методик и идей, пытается зайти на поле развлекательного кино. К чести создателей – в основном успешно.
Фото: Russo Brothers