«Выживший» — четверо против стихии

Где заканчивается смелость и начинается глупая самоуверенность? Поучительная история четырёх мужчин, отправившихся на морскую рыбалку, несмотря на штормовое предупреждение, даёт более чем однозначный ответ. Картина «Выживший» режиссёра Джо Карнахана («День курка», «Схватка», «Козырные тузы» основана на реальных событиях, но, как говорится, есть нюанс — сейчас всё расскажем.
Четверо закадычных друзей Ник, Уилл, Купер и Кори запланировали порыбачить в Мексиканском заливе. Все они так или иначе связаны со спортом, а именно — с американским футболом, поэтому заслуженно считают себя парнями выносливыми, сильными и в общем-то готовыми к приключениям. Поэтому сообщение от метеорологической службы о том, что вечером ожидается шторм, воспринимают спокойно — тем более, что, выйдя в море рано утром, после обеда планируют возвращаться. Однако что-то в их подготовке сразу начинает тревожить. Как-то уж слишком легкомысленно относится ко всему главный зачинщик мероприятия Купер. Лишь Ник (Закари Ливай), предусмотрительно надевший по совету мамы куртку, выглядит внушительно, за что оказывается усыпан насмешками товарищей.

Друзья едва умещаются на крохотной лодке и отправляются в путь. Первое, что сразу бросается в глаза — грубое нарушение главного правила безопасности на воде. Никто из рыбаков не удосужился облачиться в спасательный жилет. Конечно, ведь они же четверо «здоровых мужиков», а эти жилеты для слабаков, не умеющих плавать. Но поначалу всё идёт отлично. Погода радует, рыба клюёт — время за разговорами по душам летит незаметно. В какой-то момент они замечают, что обещанный шторм уже вот-вот начнётся. К несчастью, якорь цепляется за дно, и их лодка буксует на месте. Вместо того, чтобы срезать трос и быстрее идти к берегу, Купер продолжает предпринимать попытки вытащить его, аргументируя это тем, что не хочет терять уже второй якорь. В результате лодка переворачивается, и все четверо оказываются в воде. Так начинается реальное испытание на прочность, к которому они оказываются не готовы.
Фильм предлагает взглянуть на события с двух ракурсов: собственно, глазами парней, оказавшихся в плену стихии, и от лица капитана береговой охраны Тимоти Клоуза (Джош Дюамель), который руководил спасательной операцией. Поиски героев начинаются далеко не сразу, к тому же они затруднены погодными условиями, что усиливает градус напряжённости. Однако желание создателей рассказать эту историю до мельчайших подробностей убивает всю необходимую динамику, чересчур затягивая действие. Возможно, Джо Карнахан хотел раздвинуть рамки жанра, сделав его более драматичным, но для этого неплохо было бы добавить глубины диалогам и более тщательно проработать персонажей.

Если бы мы не знали о реальности происходящих на экране событий, то не поверили бы в то, что взрослые люди могут вести себя настолько легкомысленно и несобранно. Впрочем, здесь можно подумать о том самом нюансе — выжил-то только один из четвёрки. А значит мы знаем ровно то, что он рассказал. Может, если бы кому-то ещё удалось спастись, история об этой катастрофе получилась бы более объёмной.
Однако за что картину точно стоит похвалить, так это за изображение водной стихии. Океан здесь суров и беспощаден, но в свой разрушительной жестокости по-своему прекрасен. Не зря Купер так восхищается им — зрелище поистине завораживающее: и когда воды спокойны, и когда бушует шторм. Эффект попавшей воды на объектив камеры максимально приближает нас к главным героям, терпящим бедствие, и заставляет почувствовать ледяные волны на себе.

«Выживший» оказывается не похвалой человеческому мужеству, а предостережением от самонадеянности. Природа всегда была и будет сильнее человека, как бы не мнил он себя её правителем. На экране наблюдать за такими историями всегда крайне увлекательно, а вот в жизни всё-таки нужно соблюдать технику безопасности, а ещё, не отказываться от тёплой куртки, которую даёт в дорогу мама, чтобы ты не замёрз.
Фото: Latigo Films
Что ещё посмотреть:
«Метод исключения» — абсурдный триумф отчаяния;Смотрим фильмы с очаровательной Люси Лью;
«Звук падения» — женский взгляд на жернова истории.