«Жажда славы» — куда на самом деле приводят мечты

В российских кинотеатрах 8 мая выходит картина «Жажда славы» (оригинальное название — Magazine dreams). У фильма непростая судьба — до проката он добрался спустя два года после премьеры на фестивале независимого кино Сандэнс, где, кстати, взял награду «за креативное видение». Однако в марте 2023-го исполнитель главной роли Джонатан Мэйджорс попал под следствие по обвинению в нападении на свою девушку. На пользу фильму это обстоятельство, естественно, не пошло — «Жажда славы» отправилась на полку. Однако сейчас у работы режиссёра Элайджи Байнума появился шанс найти своих поклонников среди кинозрителей. Рассказываем, чего ждать от спортивной драмы.
Это история молодого человека по имени Киллиан Мэддокс, который живёт со своим дедом-ветераном Вьетнамской войны и мечтает только об одном — стать крутым бодибилдером. То есть не просто победить на каких-то местечковых соревнованиях, а взять титул «Мистер Олимпия» и попасть на обложки известных журналов. Да, Киллиан жаждет гремящей славы, всеобщей любви. И мы его прекрасно понимаем. Жизнь у парня не сахар — он трудится простым рабочим в супермаркете, ни с кем не общается кроме дедушки (и то лишь по бытовым вопросам), стесняется пригласить на свидание коллегу. Свободное время он проводит либо в качалке, либо в своей комнате, обклеенной фотографиями кумира Киллиана крутого бодибилдера Брэда Вандерхорна. Кстати, он упорно пишет Брэду письма, называя себя его главным фанатом, но не получает ответа. Киллиан методично считает калории и колет стероиды. Казалось бы, делает всё, что должно привести к успеху, но на пьедестал пока не поднялся.

Причины неудач Киллиана ясны — интриги в этом нет. У парня проблемы с агрессией, поэтому он посещает психотерапевта, где, впрочем, предпочитает упорно молчать. В детстве Киллиан пережил трагедию, от которой так и не оправился. Повзрослев, он зациклился на достижении мифической мечты, которая должна сделать его счастливым, но по факту непроработанная травма мешает Киллиану здесь и сейчас, заставляя постоянно ощущать, что он просто топчется на месте.
«Жажду славы» хочется сравнить с романом Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь». И там, и там с главным героем случается всё самое плохое, что может произойти. Никакой надежды, никакой жалости. По нарастающей мы скатываемся в пучину уныния, безысходности и депрессии. Однако Киллиану Мэддоксу, в отличие от Джуда из «Маленькой жизни», сложнее сочувствовать — Джонатан Мэйджорс создаёт противоречивый образ человека, который не в силах признать, что ему нужна профессиональная помощь, поэтому постоянно обвиняет в своих трудностях других людей и внешние обстоятельства.

Актёр выложился для этой роли на всё возможное количество процентов. Мэйджорсу даже прочили номинацию на «Оскар». Его Киллиан Мэддокс получился удивительным персонажем. Абсолютно лишённый внутреннего стержня он не осознаёт своей силы, поэтому упорная работа над идеальным телом не приносит должного удовлетворения. Наоборот все усилия героя оказывают лишь разрушающее действие.

«Жажда славы» — кино про одержимость, зависимость, болезнь духа. Про тёмную сторону, о существовании которой не признаешься даже самому себе. Здесь разбросано столько триггеров, что какой-то из них обязательно отзовётся внутри беспокойным молоточкам. Смотреть «Жажду славы» непросто. Так и хочется отвести взгляд, закрыться спрятаться. В тёмном пространстве комнаты Киллиана, например. Режиссёр Элайджа Байнум мастерски справился с нагнетанием атмосферы тревожности, однако ожидаемого катарсиса главного героя не случилось. То, что мы видим в финале, это скорее компромисс. Нет ощущения достоверности, а лишь повисающий в воздухе вопрос — так можно было? После всего того, что пережил этот человек, хватило бы у него внутренней силы и самодисциплины, чтобы остановиться на самом краю пропасти? Думается, причиной возникновения таких риторических вопросов, стала слабая драматургия. Байнум, как и главный герой фильма, чересчур зациклился на форме и не довёл до логического завершения эту историю. Зато зрители получили комфортный финал.
Фото: U Films